ЧЕЛОВЕК БЕЗ МЕЧТЫ, ЧТО ПТИЦА БЕЗ КРЫЛЬЕВ 

В 2020 году исполняется 115 лет сказке Мориса Метерлинка «Синяя птица»

Каждый ребёнок верит в сказку, ведь сказка увлекает нас в мир чудесных превращений, приключений и фантазии. В сказках живут необыкновенные герои, а добро всегда побеждает зло. И в сказочном мире с каждым может случиться что-то необычное, что изменит жизнь. Писатели, которые это понимают, являются мудрыми людьми. Одним из таких людей был Морис Метерлинк – бельгийский драматург, писатель-символист и поэт, с необычным прозвищем «счастливый».

В истории литературы найдётся немного имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк – среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела себе равных. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение. Его называли бельгийским Шекспиром.

Жанр пьесы необычен – это сказочная феерия. Среди рождественских историй сказка о Синей Птице занимает самое почётное место. В её основе лежит идея, так или иначе используемая в своё время разными известными авторами-сказочниками: в поисках счастья можно обойти весь белый свет и даже побывать в иных мирах, но в итоге обретёшь его у себя дома.

Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «всё знать и всё видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страха, сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им.

Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит её больной внучке своего ручного голубя, и в тот же миг девочка чудесным образом выздоравливает. В её чертах мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте её нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».

Дети у Метерлинка – образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает её поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть – это суть человеческой личности.

Изображая обыденную жизнь, Метерлинк говорит о том, что в повседневном можно увидеть сказку, а в сказке – черты реальности. Но только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра – чудесное свойство их сознания, она позволяет «всё видеть в истинном свете».

По мысли Метерлинка, Синяя Птица и есть ни что иное, как символ счастья, которое люди ищут повсюду в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье находится у них под рукою, в их собственном доме. Так что, в сущности, счастье надо не искать, а только увидеть и почувствовать. Оно везде: это быть здоровым, дышать воздухом, любить родителей, бегать по траве босиком, любоваться солнечными днями, заходящим солнцем, зажигающимися звёздами, голубым небом; это счастье домашнего очага, невинных мыслей… Оно в радости мыслить, понимать, любить, быть справедливым, добрым, достойно трудиться, созерцать прекрасное. И самое великое счастье материнской любви, чьё платье соткано из поцелуев, взглядов и нежности, вплетающих в ткань по солнечному или лунному лучу.

Счастье приходит к тем, кто верный и отважный, умеет быть преданным и самоотверженным, умеет любить и дружить, кто борется за своё счастье и помогает другим людям. Счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» от повседневных забот и мелочей, кто ценит то, что имеет. Мир становится светлым и волшебным, если смотреть на него, как на волшебство, если дарить любовь, как Тильтиль подарил свою горлинку. Тогда произойдут чудеса. Счастья нельзя добиться насилием, как нельзя посадить в клетку синюю птицу. Но «нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое».

В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая была присуждена ему не только как драматургу, но и как философу.

Трудно сказать, как во всём остальном мире, но читателям России Синяя Птица Счастья давно стала близким и понятным образом. Высоко над Москвой на Воробьёвых горах, изваянная из металла, вознесла она вверх свои лазурные крылья и лиру над Детским музыкальным театром.
Образ Синей птицы стал любимым для многих известных режиссёров театра и кино. Самая первая премьера пьесы состоялась в Москве 30 сентября 1908 года, в Московском Художественном театре. Поставил спектакль знаменитый режиссёр Константин Станиславский. «Синяя птица» – единственный из поставленных Станиславским спектаклей, который можно увидеть и сегодня. На этой постановке выросло не одно поколение детей, для многих из которых встреча с птицей счастья на долгие годы стала символом театрального чуда.
После премьеры Метерлинк написал Станиславскому: «Я знал, что я обязан Вам многим, но не знал, что обязан Вам всем».

А в 1976 году был снят один из самых замечательных фильмов по пьесе Метерлинка совместного советско-американского производства. Это стало тем более удивительным культурным событием, что произошло в разгар холодной войны.

Более века «Синяя птица» остаётся единственной пьесой в мире, которая глубиной замысла поднимает детей до понимания самых сложных истин, а яркостью формы позволяет взрослым взглянуть на мир детскими глазами. Впрочем, может быть, пьеса Метерлинка изначально была написана всё-таки для взрослых? Сказка не знает возраста. Она живёт в вечности. Синяя птица по-прежнему созывает всех искателей счастья, которые будут существовать всегда и всюду. Пока бьётся в груди человеческое сердце!

Предлагаем пройти тест по этому произведению. Удачи!

 

Добавить комментарий