“Учитель вечен на земле!”

5 октября отмечается Всемирный день учителя (World Teaches’ Day), который был учрежден в 1994 году ЮНЕСКО. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день (Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя»).

Именно поэтому теперь День учителя в России празднуется 5 октября, а не в первое воскресенье октября.

Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).

День Учителя — это праздник, который посвящен всем работникам образовательной сферы. В этот день люди смогут отдать дань уважения своим учителям, еще раз поблагодарить за приложенные усилия. Это символ признательности и уважения к педагогам.

Отмечают этот день не только педагоги, но и все учащиеся.

О профессии.

Профессия учителя действительно возникла очень давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Согласно археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилоне, Ассирии, Египте, Индии.
Историки считают, что к появлению профессии учителя и учебных заведений привела необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям. С тех античных времен школа стала основой для развития человечества. В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах — жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы — для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов — готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире были три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ). В Древней Греции появились многие педагогические термины, которые используются по сей день: “педагогика”, “дидактика”, “педагог”, “риторика” и другие.

Людей, которые занимались педагогической деятельностью, в Древней Греции называли — педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально “детоведение, детовождение” — воспитатель) — домашний раб, сопровождавший ребенка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребенка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя.

Возникновение русской национальной школы в Древней Руси связывают с именем князя Владимира Великого, при котором произошло Крещение Руси в 988 году. Потребность в обучении грамоте в тот период усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел “собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”. Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие — “учительные люди” и “учительная литература”: летописи, сказания, жития, поучения и так далее. Одно из них — “Поучение Владимира Мономаха”.
На Руси уже в ту далекую эпоху осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Федорова 1574 году стала “Азбука”. С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске. В Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение — Киево-братская коллегия — было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора. Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра Великого. При нем была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет.Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I в 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения “жениться не допускать и венечных памятей не давать”.

Екатерина II в 1764 году издает указ об основании “Института благородных девиц” на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены, фрейлины. В губерниях и уездах открывались народные училища. Но все же школ к концу 18 века было еще очень мало.
А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Министерство народного просвещения — первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования, было создано в 1802 году.
Появилась четкая система образования: приходская школа (1 год) — уездное училище (2 года) — гимназия (4 года) — университет. В университет можно было поступить только, окончив классическую гимназию.
Материал подготовлен на основе открытых источников.

Добавить комментарий