5 сентября 2020 года – Всемирный день бороды. Каждую первую субботу сентября мир отмечает «World Beard Day».
Ежегодно бородачи во всех частях света празднуют Всемирный день бороды, который проходит в первую субботу сентября. В этот день бородачи по всему миру стараются чаще попадать в фотообъектив, а СМИ – вспомнить важнейшие события из мира бород, произошедшие за год.
Способов провести этот праздник весело – масса. Австралийские бородачи, например, в этот день соревнуются в метании топора. А их соотечественники из музыкального коллектива The Beards к дню бороды стараются записать новый альбом или хотя бы выложить новый клип.
Пожалуй, главная традиция – это соревнование в построении живых пирамид. Ежегодно бородачи пытаются собрать самую высокую. В 2015 году 29 бородачей из США сложили пятиуровневую пирамиду из собственных тел. Предыдущий рекорд – пирамида из 22-х бородачей.
Есть и менее активные способы провести этот день. Кто-то просто выкладывает селфи в инстаграм, чтобы очередной раз показать миру свою растительность. Можно при этом попробовать как-то празднично украсить бороду.
Другие ходят в музей. Например, самая длинная борода в истории длиной 533 сантиметра, принадлежавшая Гансу Лангсету, хранится в музее Смитсоновского института в Вашингтоне (США). Она занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Чтобы не отмечать этот день в одиночестве, можно попробовать найти себе компанию. Например, через социальное дейтинг-приложение Bristlr для тех, кто любит бородачей.
Конечно же, самое простое, что можно сделать в этот день – это просто по возможности отказаться от бритья. В наших широтах это позволит как раз отпустить бороду к первым заморозкам. Кроме того, это хороший день, чтобы вспомнить о грядущем Небритом ноябре (No-shave November) – предстоящем празднике ношения бороды длительностью в месяц.
А мы предлагаем вашему вниманию статью “Драма о бороде”
Война Петра I с русскими бородачами началась тогда, когда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритье считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Петр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритье бороды тяжким грехом.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.
Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом, в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»
Иван Штейнерт, Елена Бухтеева.