-
7 августа исполняется 65 лет со дня рождения Владимира Георгиевича Сорокина – русского писателя, сценариста, драматурга и художника, известного своей закрытостью. Автора «Нормы», «Голубого сала», «Дня опричника», «Теллурии» – концептуалиста, разрушителя устоев, сатирика и чуть ли не пророка.
Владимир Сорокин — один из тех редких авторов, чьи романы провоцируют живейшую реакцию не только у высоколобых критиков, но и у самых литературно неискушенных граждан. Так, пару лет назад чрезмерно целомудренные участники движения «Наши» под арию Ленского спускали сорокинские книги в огромный унитаз.
Поначалу ничто такой громкой литературной карьеры не предвещало: окончил Московский институт нефти и газа по специальности «инженер-механик» и несколько лет занимался книжной графикой, живописью и концептуальным искусством. Писать начал в самом конце 70-х, до перестройки опубликовал лишь роман «Очередь» (в 1985 году в Париже) и заработал мировую известность после публикации своих произведений уже в середине 90-х. Самый яркий представитель школы московского концептуализма в литературе, доведший методы этой школы до экстремальных пределов. Несмотря на репутацию литературного enfant terrible, предпочитает размеренную деревенскую жизнь, приготовление замысловатых блюд вроде тройной ухи и игру в шахматы. Недолюбливает советский рок, фильмы Тарковского и вообще претенциозное кино.
Владимир Сорокин сам о себе:
- город, в котором я живу
-
Внуково
- день рождения
-
7 августа
- где родился
-
Быково – город в Подмосковье
- у кого родился
-
«Я вырос в обеспеченной и интеллигентной семье. Родился в Подмосковье, учился в трех школах, потому что родители все время переезжали с места на место».
«Мой дедушка был лесником. Я с детства очень люблю и хорошо знаю лесную и деревенскую жизнь: охоту, рыбалку. Особенно люблю лес».
- где и чему учился
-
Окончил Московский институт нефти и газа имени Губкина по специальности «инженер-механик».
- служил?
-
читателям и семье
- где и как работал
-
В течение года работал в журнале «Смена», откуда был уволен за отказ вступить в комсомол.
Два года в токийском университете Гайго
«Я попал в андеграунд в 1975 году именно как художник. Но московский художественный андеграунд вдохновил меня именно на литературные занятия. Именно художники меня благословили, не писатели. Такой парадокс».
- ученые степени и звания
-
нет и вряд ли будут
- что такого сделал
-
Романы:
«Норма», «Очередь».«Я быстро перешел к жесткой соцартовской прозе. Больше доверял ей. А первая публикация была – 1985 год, роман “Очередь” в Париже. К счастью, я не очень рвался печататься в наших эмигрантских журналах. И на самом деле это хорошо, что я подождал, и в “Синтаксисе” вышла “Очередь”. Голод первой публикации утолил в полной мере. В Париже напечататься – неплохо все-таки в те годы было».
«Первый субботник», сборник рассказов; «Тридцатая любовь Марины», «Роман», «Сердца четырех», «Собрание сочинений в двух томах», «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро».
«Чтобы написать “Путь Бро”, я уехал в Ганновер, мне предоставили грант и маленькую квартирку напротив дома, где жил Лейбниц. В этой квартире был очень странный буфет, вырезанный из дерева, с двенадцатью деревянными апостолами. Я их рассматривал два месяца и вел очень сдержанный образ жизни – выходил только погулять и пообедать. Вполне монашеский режим».
«23 000», «День опричника».
Константин Боровой, бизнесмен и политик: «Мне очень нравится все, что он делает. В “Дне опричника” он… показал себя как аналитик, философ и политик. В писателях это встречается редко. Сорокин очень глубокий автор, у него острая литература. Я не удивлюсь, если его будут отлучать от церкви, как Льва Толстого, и запрещать».
- достижения
-
забил золотой гвоздь в голову Великой Русской Литературы.
- дела общественные
-
Член Русского PEN-клуба.
- общественное признание
-
Удостоен премии «Народный Букер». Лауреат премии Андрея Белого «За особые заслуги перед российской литературой» и премии «Либерти».Награжден премией министерства культуры Германии.
- важные события жизни
-
«Творчество началось с некой вспышки, которая произошла, когда я сорвался со стола. Лез по батарее на письменный стол и сорвался, повис на штырьке – он есть на старых батареях, сейчас такие уже не делают. Штырек вошел мне в затылок. К счастью, все обошлось, но после этого у меня начались видения, и я стал жить как бы в двух мирах. Произошло некое разделение реальности и фантазии. И фантазии перетекали одна в другую. Забил фонтан вдохновения. Сначала это выражалось в том, что я постоянно придумывал игры со смыслом, которые сводились к созданию параллельных миров».
- впервые создал и придумал
-
диалектику Боро
- вывел на чистую воду
-
метод социалистического реализма. После чего тот был съеден рыбами.
- участвовал в скандалах
-
Попал в скандальную хронику в связи с возбуждением уголовного дела по статье «распространение порнографических материалов». Поводом послужил роман «Голубое сало». Впоследствии обвинения были сняты.
В 2005 году молодежное движение «Идущие вместе» подвергло книги Сорокина ритуальному спусканию в унитаз. Скандал разгорелся вокруг оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя», поставленной по либретто Сорокина. В Госдуме прошла дискуссия о премьере оперы в Большом театре. Член фракции «Единая Россия» Сергей Неверов тогда заявил, что на сцене крупнейшего театра страны ставится «порнографический» спектакль, и предложил дать поручение комитету по культуре представить парламентариям информацию о постановке.
«Когда мне позвонили и рассказали про этот перформанс – перед Большим театром под арию Ленского рвут мои книги и бросают их в огромный унитаз, – я понял, что попал в сюжет одного из собственных рассказов, и относился к этому соответственно – иронично. Но когда “идущие” пришли ко мне домой под видом рабочих и показали заказ: навесить на окна тюремные решетки, это меня отрезвило. А где-то через неделю на меня было открыто уголовное дело. Мило, правда?»
- мне интересно
-
смотреть на деревья, играть в шахматы, говорить с друзьями и собаками, готовить пищу, посещать дальние страны,
- люблю
-
когда пахнет лесом, грибами, осенью
готовить
«… Что-нибудь замысловатое, что занимает много времени. Например, тройную уху. Ничто так не заполняет свободное время, как приготовление тройной ухи. Когда действительно по-настоящему не пишется, только тройная уха и помогает. Вообще я готовить люблю. Но все остальное готовится быстро».
/ (Сорокин о своих увлечениях кулинарией, собаководством и литературой; Илья Кормильцев, Rolling Stone, Февраль 2007)
пинг-понг
«Я вот в пинг-понг играть люблю, правда, тут уже компьютером не обойдешься – нужен живой партнер».
/ (Сорокин о своих увлечениях кулинарией, собаководством и литературой; Илья Кормильцев, Rolling Stone, Февраль 2007)
кататься на лыжах в Подмосковье
говорить и выпивать с умными людьми
- ну, не люблю
-
джин и сладкие вина
толпу
советский рок и СССР
запах духов
бригаду Путина
наши толстые лит. журналы
запах Шереметьево-2
футбол и футбольных фанатов
“параллельное” кино
ностальгию молодых и старых по совку
вульгарных женщин вроде А.Пугачевой
- мечта
-
стать по-настоящему свободным. Внешне и внутренне. Утопия, конечно…
- семья
-
Жена Ирина.
«Мне был 21 год, а ей 18. Наша общая знакомая видела нас порознь и очень хотела нас представить друг другу. Она говорила, что мы очень похожи, и благодаря ей мы познакомились. А через год поженились».
Дочки-близнецы, Аня и Маша.
- и вообще…
-
«Мне кажется, что сейчас появляется некий новый материал, на уровне языка. Эта новизна чувствуется в воздухе. Россия опять становится в большей степени страной гротеска, как это было во времена Гоголя или в советское время. Этот гротеск – он разный во все времена. В России описывать есть что. Писателю скучно не бывает, если он хороший».
«Есть разные литераторы, которые впадают в ностальгию, не очень осознанную, по тоталитарной мощи. Мне кажется, это наивно. Они забывают о сути тоталитарных режимов: имперская мощь все же держится на абсолютном равнодушии к отдельному человеку. В этом, собственно, и бесчеловечность советского государства, что люди для него лишь некий строительный материал. Вообще, я бы посоветовал молодым литераторам прочитать “Архипелаг ГУЛАГ”. Мне кажется, это великая книга, она показывает изнанку тоталитарного режима. Такая страна никогда не будет матерью для своих граждан. Она – холодная, прагматичная тварь.”
А мы предлагаем вашему вниманию книги автора, которые есть в книжном фонде нашей библиотеки:
1. Сорокин В. Пир:Рассказы/ В. Сорокин. ─ 3-е изд. – СПб.:Ад Маргинем,2001. ─ 382 с. ─ ISBN 5-93321-018-8.
о.а.-1
2. Сорокин В. Очередь:Рассказы, пьесы/ В. Сорокин. – СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 445 с. ─ ISBN 5-93321-048-Х.
о.а.-1
3. Сорокин В. Норма:Роман/ В. Сорокин. ─ СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 393 с. ─ ISBN 5-93321-032-3.
о.а.-1
4. Сорокин В. Лед:Роман/ В. Сорокин. ─ СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 317 с. ─ ISBN 5-93321-039-0.
о.а.-1
5. Сорокин В. Москва:Романы, пьеса/ В. Сорокин. ─ СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 431 с. ─ ISBN 5-93321-029- 3.
-
о.а.-1
6. Сорокин В. Голубое сало:Роман/ В. Сорокин. ─ 6-е изд. ─ СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 350 с. ─ ISBN 5-93321-004-8.
о.а.-1
7. Сорокин В. Утро снайпера:Рассказы/ В. Сорокин. ─ СПб.:Ад Маргинем,2002. ─ 360 с. ─ ISBN 5-93321- 034-Х.
о.а.-1
8. Сорокин В. Первый субботник:Рассказы/ В. Сорокин. ─ М.:Аd Marginem,2001. ─ 308 с. ─ ISBN 5-93321-024-2.
о.а.-1
9. Сорокин В. Сердца четырех/ В. Сорокин. ─ М.:Аd Marginem,2001. ─ 308 с. ─ ISBN 5-93321-028-5.
о.а.-1
10. Сорокин В. День опричника:Роман/ В. Сорокин. ─ М. :Захаров,2006. ─ 224 с. ─ ISBN 5-8159-0625-5.
о.а.-1
11. Сорокин В. Метель:Повесть/ В. Сорокин. ─ М.: Астрель; АСТ,2010. ─ 303 с. ─ ISBN 978-5-17-065825-1;978-5-271-27023-9.
о.а.-1
12. Сорокин В. Теллурия:Роман/ В. Сорокин. ─ М.:АСТ; CORPUS,2013. ─ 448 с. ─ ISBN 978-5-17-080466-5.
о.а.-1
13. Сорокин В. Сахарный Кремль:Сборник рассказов/ В. Сорокин. ─ М.:АСТ; CORPUS,2017. ─ 288 с. ─ ISBN 978-5-17-103443-6.
о.а.-1