Блеск и нищета Павла Федотова

205 лет со дня рождения выдающегося русского живописца и рисовальщика Павла Андреевича Федотова.

Первые карикатуры Павел Федотов делал еще в детстве, наблюдая за соседями в купеческом районе Москвы. Критик Дмитрий Писарев говорил: «Федотов посвятил свой талант на изображение разнообразных явлений русской народной жизни». Не имея специального образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи, а его картинами «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа» восхищались Карл Брюллов и Иван Крылов.

Павел Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Андрей Федотов, воевал в Русско-турецкой войне при Екатерине II, за что получил в награду дворянский чин. Вернувшись домой, он вышел в отставку, женился на пленной турчанке и стал служить титулярным советником. Спустя несколько лет супруга скончалась, и Андрей Федотов обвенчался с молодой вдовой Натальей Калашниковой, матерью будущего художника.

Семья была большая: супруги воспитывали шестерых детей. Чтобы прокормить всех, отец много работал и почти не бывал дома. Павел Федотов вспоминал: «Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти… принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались у нас до утра. <…> Честностью он обладал безмерною». Мать вела хозяйство в небольшом доме, и большую часть времени дети были предоставлены сами себе. Павел Федотов играл во дворе с соседскими детьми, часто дрался, катался с горок и бегал по крышам сараев. Особенно он любил забраться на чердак, где хранилась солома, и оттуда наблюдать за шумной улицей.

Наша многочисленная родня состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью; наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку… <…> Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видно и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
Павел Федотов

В 1826 году 11-летнего Павла Федотова отдали в Московский кадетский корпус. Он сразу оказался в числе отстающих учеников: практически все однокурсники получили хорошее домашнее образование и быстро выполняли задания учителей. Однако вскоре ситуация изменилась. Будущий художник много времени проводил за книгами, тщательно готовился к проверочным работам и редко прогуливал занятия.

Его любимыми предметами стали химия, математика и литература. Федотов мог несколько часов сидеть над хрестоматией и делать стихотворные переводы немецких од. Уже к концу первого года он стал лучшим воспитанником в классе, а в 1830 году за успехи в учебе будущему художнику присвоили чин унтер-офицера.

Федотов рассказывал: «Если на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать, ту или другую подробность, одну или две фразы, мне стоило закрыть глаза на минуту — и все забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось предо мною, как написанное на бумаге». В свободное время Павел Федотов пел в хоре, учился играть на фортепиано и гитаре. Но главным его увлечением было рисование. Он делал карандашные портреты учителей, друзей и создавал карикатуры на одноклассников.

В 1833 году Павел Федотов с отличием окончил кадетский корпус. Его имя внесли на почетную мраморную табличку в актовом зале — по традиции там были имена лучших воспитанников. Будущего художника в чине прапорщика распределили в лейб-гвардии Финляндский полк, и Павел Федотов переехал в Петербург. Он окунулся в столичную жизнь: ходил на светские вечера, играл с военными в карты и танцевал на балах. С собой будущий художник всегда носил карандаш и бумагу.

В автобиографической заметке живописец писал: «Первым опытом его передразнивать натуру был простой и пустой вид из окна; потом карандаш задел и прохожих. Далее он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже; это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять, и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи». Из-за небольшого жалованья светские развлечения ему вскоре стали не по карману. Поэтому Федотов стал больше времени уделять службе и серьезно занялся рисованием. Будущий художник начал копировать картины известных мастеров, а в поисках сюжетов для своих этюдов часто уходил пешком на окраины Петербурга: ему было интересно, как живут простые люди.

В 1834 году Федотов поступил на вечерние рисовальные курсы при Императорской Академии художеств. Его определили сразу во второй класс, где студенты изучали анатомию и тренировались изображать части тела с гипсовых моделей. Несмотря на свободное посещение, живописец регулярно приходил на занятия. Павел Федотов не отдыхал и по выходным: он делал зарисовки из полковой жизни или писал портреты коллег. В этот период художник увлекся творчеством фламандских и голландских мастеров Адриана ван Остаде, Давида Тенирса Младшего, Адриана Брауэра.

Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I. Он провел смотр войск и пообщался с гвардейцами. Этому событию Павел Федотов посвятил первую большую картину — «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Художник закончил акварель за три месяца. На полотне офицеры окружили члена царской семьи, а солдаты на заднем фоне подкидывали вверх головные уборы. По совету полкового командира Павел Федотов представил картину князю — и получил восторженный отзыв: Михаил Павлович подарил живописцу бриллиантовый перстень и распорядился предоставить подпоручику долгосрочный отпуск. Павел Федотов уехал в Москву и с августа по декабрь 1837 года жил вместе с семьей. Дома он написал «Портрет отца» и акварель «Прогулка», на которой изобразил в парадной одежде себя, отца и сестру.

Когда Павел Федотов вернулся в Петербург, он продолжил ходить на курсы Академии художеств и много занимался. В его квартире были разные гипсовые модели и купленные в книжных лавках гравюры — живописец тренировался копировать детали. В 1839 году Павел Федотов начал новую картину — «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Он хотел изобразить, как открывали здания после реставрации: в 1837 году полностью сгорело два этажа императорской резиденции. Но акварель он не закончил. Сначала Павла Федотова отправили в командировку, потом полк усиленно готовился к торжественному смотру, который проводил великий князь Михаил Павлович. После парада художник показал ему неоконченную картину и решился попросить пособие на краски и бумагу. Князь не только выделил Федотову деньги, но и пообещал показать начатое произведение Николаю I.

Вскоре живописцу пришло письмо: «Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц, и потребовать от него письменного на это ответа».

Павел Федотов долго думал над предложением императора. Он сомневался в своем таланте и даже обратился с советом к известному живописцу Карлу Брюллову. Мастер посмотрел работы офицера и посоветовал ему не бросать военную карьеру: по мнению Брюллова, художнику не хватало техники. Федотов остался на службе, но рисовать не бросил. В 1842 году поручик написал картину «Отдых во время кампании», а спустя год — «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Установка офицерской палатки». В 1843 году Павла Федотова назначили командиром роты. Новая должность предполагала много обязанностей, и на занятия живописью перестало хватать времени. В январе 1844 года он оставил полк и рискнул стать вольным художником.

Павлу Федотову назначили пенсию, однако этих денег было недостаточно, чтобы содержать родственников в Москве и продолжать жить в Петербурге привычной жизнью. Тогда художник переехал в маленькую квартиру на окраине Васильевского острова и ограничил себя во всем, чтобы отложить деньги на краску и холсты. Как бывший военный Федотов выбрал своим направлением батальную живопись. Он ходил на уроки к профессору Академии художеств Александру Зауервейду.

В этот же период Федотов сделал эскизы картин «Французские мародеры в русской деревне, 1812 год», «Переход егерей вброд через реку на маневрах» и «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника». Одновременно Федотов делал небольшие комические зарисовки для друзей. Критик Писарев говорил: «Сатирический склад его ума не позволял ему обратиться к исторической живописи, требующей строгого, книжного изучения, и побуждал его вглядываться в живые явления окружавшей его действительности». Через общих знакомых рисунки художника попали в руки к известному баснописцу Ивану Крылову. Именно он посоветовал Федотову вместо сражений обратиться к обычной жизни.

Старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни, прорывавшаяся уже и прежде, очень естественна у человека, у которого средств к наслаждению были только глаза — глядеть на наслаждение других… а теперь, получивши поощрительный отзыв и благословение на чин народного нравоописателя от И. А. Крылова, теперь страсть эта на свободе развилась вполне так, что профессор его Зауервейд (баталист) нашел нелишним оставить ученика своего собственному влечению, и тогда начались по временам появляться уже сложные эскизы.
Павел Федотов. Из автобиографической заметки

К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам картину «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Это было первое сюжетное полотно Федотова, ради его написания он освоил технику маслом. Художник вспоминал: «Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев». На картине изображен бедный чиновник, который хвастается перед кухаркой своим первым орденом. Он выглядит комично в нелепой и тесной обстановке: на нем затертый до дыр халат вместо римской тоги и папильотки в волосах, похожие на лавровый венок. На полу валяются бутылки и объедки, под лавкой спит товарищ, который не смог дойти домой после пирушки. Кухарка смотрит на непутевого барина снисходительно, с насмешкой и подает ему единственные сапоги.

Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста». Сюжет Павел Федотов позаимствовал из одноименной басни Крылова: высокомерная девушка отказывала многим юношам и в итоге вышла замуж за старого и горбатого. В центре картины живописец изобразил невесту средних лет и жениха на коленях перед ней. За сценой тайно наблюдали родители: они уже отчаялись выдать дочь замуж и с нетерпением ждут ответа. Федотов скрупулезно работал над деталями. У ног жениха он написал брошенные в порыве цилиндр и перчатки, а щеки невесты сделал чересчур красными: с помощью румян и пудры она скрывала свой возраст. Писарев вспоминал: «Этот укор, облеченный в игривую форму, при первом взгляде возбуждает смех; но за этим смехом и со стороны художника, и со стороны зрителя слышится худо сдержанное, тяжелое чувство».

Обе картины Павел Федотов показал Карлу Брюллову. В этот раз мастер высоко оценил произведения художника и предложил ему поучаствовать в выставке Академии художеств. Тогда Федотов рискнул представить и эскиз своей новой работы «Сватовство майора». У живописца не было денег на краски и холст, и Брюллов добился от Академии художеств денежного пособия художнику и статуса «кандидата в академики»: в случае успеха новой картины Федотов получал престижную степень.

Живописец сразу принялся за работу. Он искал натурщиков для «Сватовства майора» на улицах Петербурга: прислугу на втором плане Федотов списал с продавцов на городских рынках, а купца — со случайного прохожего.

Наконец, однажды у Аничкова моста я встретил осуществление моего идеала. И не один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и плохим предзнаменованием) и тогда только внес его в картину.
Павел Федотов

Павел Федотов не выдумал ни одной детали на картине. Чтобы найти нужный интерьер, он под разными предлогами заходил в купеческие дома и запоминал, как выглядит мебель. Люстру «с закоптелыми стеклышками, которая сама так и лезла в картину», как вспоминал Федотов, он увидел в одном из трактиров города. «Сватовство майора» было готово к концу 1848 года. В центре композиции художник изобразил убегающую невесту, которую за платье сдерживала мать. Сваха привела в дом жениха-майора, и девушка смутилась. Однако к его приезду в доме готовились: и мать, и дочь еще днем в вечерних платьях, на столе стоит шампанское. Купец стоит в углу за их спиной и спешно пытается застегнуть сюртук.

Единственный, кто не волнуется по поводу будущего брака, — жених. Майора Федотов изобразил за дверью, он стоит и подкручивает ус и наблюдает за переполохом. Такие неравные браки между обедневшими дворянами и богатыми купеческими дочерьми были выгодны обоим: жених получал деньги, а невеста — титул. К полотну художник сочинил стихотворное объяснение, целую поэму, в которой рассказывал о неудачной службе майора и его решении жениться:

И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!»
Павел Федотов. Поэма «Рацея»

Осенью 1849 года на выставке в Академии художеств представили сразу три картины Павла Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Все они имели колоссальный успех. Знакомый Федотова Андрей Дружинин вспоминал: «Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными: едва-едва, с помощью лорнета и приподнявшись на цыпочки, успел я усмотреть за толпою картины, столь мне знакомые». За картину «Сватовство майора» Павел Федотов получил звание академика.

Однако слава привлекла и внимание цензуры. Федотов лишился дохода, потому что чиновники запретили делать литографии с картины «Свежий кавалер». Тогда художник решил продать две картины, «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», меценату Федору Прянишникову. Тот сначала обещал 2000 рублей за работы, но в последний момент заплатил только половину. Живописец был вынужден согласиться на такие условия: у него уже совсем не было денег. Федотов пробовал сотрудничать с журналами. Для «Иллюстрированного альманаха» Некрасова он иллюстрировал рассказы Достоевского, для сатирического «Вечером вместо преферанса» — собственные басни. Однако в печать издания не вышли: цензура усмотрела в них критику монархического строя.

Зимой 1849 года Павел Федотов отправился в Москву. Его отец серьезно заболел, а беременная вторым ребенком сестра лишилась мужа. Художник взял на себя все хлопоты по хозяйству. Чтобы заработать, он организовал выставку своих работ. Туда вошла уже знаменитая «Разборчивая невеста» и эскизы, которые он делал в альбомах на протяжении многих лет: «Мышеловка», «Художник в старости» и другие.

Из желающих увидеть картины выстроилась очереди. Живописец вспоминал: «Новым знакомствам и самым радостным, теплым беседам нет конца. В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие; с Божьей помощью я надеюсь, что их обеспечат навсегда».

Федотов вернулся в Петербург только в 1850 году. Он написал картины «Молодой человек, играющий с собакой», «Портрет Федора Ефимыча Яковлева» под заказ и «Завтрак аристократа». В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор». На ней художник изобразил одинокого военного, который от скуки заставляет прыгать собаку. Полотно так и осталось неоконченным: весной 1852 года Федотов сошел с ума. Друзья поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, однако из-за жестокого обращения осенью этого же года перевели художника в больницу Всех Скорбящих Радости.

26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Федотов скончался. Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1836 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

по материалам сайта “Культура РФ”.

Добавить комментарий