Учись вместе с нами

Мы открываем новую рубрику для школьников “Учись вместе с нами”. Эта рубрика будет носить рекомендательный характер по школьным предметам, больше частью она будет связана с ЛИТЕРАТУРОЙ.

Итоговое сочинение: с белого листа

Многие ученики не добираются до высшего балла не потому, что плохо готовились, а потому, что запаниковали на экзамене. Что и в какой последовательности следует делать, оказавшись в аудитории?

Боязнь белого листа — проблема, с которой сталкивается, пожалуй, каждый писатель или художник. Перед одиннадцатиклассником не стоИт задачи создать шедевр, но, оказавшись один на один с листом бумаги, ученик также часто впадает в панику. Так что сегодня мы разберём один из возможных алгоритмов действий в аудитории.

Пункт 1. Читаем темы и выбираем наиболее интересную

Время выполнения: 10 минут

Каждому направлению соответствует одна тема, то есть на экзамене вам дадут ПЯТЬ тем на выбор.

Все темы итогового сочинения примерно одинаковы по сложности, так что брать можно любую. И уж тем более не стоит переживать, что вы выберете «неправильную» тему и эксперты занизят вам оценку. Такие ситуации исключены: заведомо проигрышных вариантов на декабрьском сочинении не существует.

Выбору темы стоит уделить не менее пяти минут. Важно не просто «ухватиться» за первый попавшийся вариант, а вспомнить, какие произведения вы помните лучше всего (ведь в «теле» сочинения следует упомянуть два рассказа, повести или романа) — и к какой теме они лучше всего подходят.

Допустим, вы не самый прилежный ученик и школьную программу читаете постольку-поскольку, но увлекаетесь зарубежной фантастикой. И — вот совпадение! — на уроках литературы вы только что прошли «Собачье сердце» М. А. Булгакова, а для души прочитали «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза. Значит, выбор очевиден: берём третью тему — про технический прогресс.

Пункт 2. Набрасываем введение

Время выполнения: 30 минут

Выбрав тему, берём черновик и приступаем к написанию первого абзаца — введения, которое можно составить из трёх частей:

  • «больной» вопрос;
  • комментарий к «больному» вопросу;
  • основная мысль (тезис).

«Больной» вопрос — это и есть тот вопрос, который заявлен в теме; его можно переписать дословно — или немного перефразировать. Так что пишем: «К лучшему или к худшему приводит развитие техники?»

Комментарий к «больному» вопросу — это всё, что вы считаете нужным уточнить, прежде чем приступать к основной части. Вы можете указать на актуальность и важность этого вопроса, или прояснить значение некоторых слов, или указать, в каком направлении вы поведёте рассуждение, — или всё вместе.

Например: «Этот вопрос был актуален, пожалуй, всегда, но особенно важно ответить на него в XXI веке — веке, когда почти у каждого человека есть компьютер, планшет или смартфон. Но техника — это не только гаджеты, благодаря которым можно общаться с близкими и читать новости. В наше время, с одной стороны, появилось инновационное медицинское оборудование, которое может спасти человека, ещё полвека назад неизбежно умершего бы от не выявленного вовремя заболевания, — и, с другой стороны, мощнейшее оружие, способное привести едва ли не к гибели всего живого».

Основная мысль, или тезис, — это, собственно, мысль, которую вы будете доказывать в следующих абзацах. Довольно часто в удачных сочинениях тезис имеет форму морали, то есть призывает читателя к чему-либо. Поэтому пишем: «Мы должны помнить, что техника может быть опасна, и прилагать все усилия, чтобы из-за неё никто не пострадал».

Дописав первый абзац, перечитываем его:

К лучшему или к худшему приводит развитие техники? Этот вопрос был актуален, пожалуй, всегда, но особенно важно ответить на него в XXI веке — веке, когда почти у каждого человека есть компьютер, планшет или смартфон. Но техника — это не только гаджеты, благодаря которым можно общаться с близкими и читать новости. В наше время, с одной стороны, появилось инновационное медицинское оборудование, которое может спасти человека, ещё полвека назад неизбежно умершего бы от вовремя не выявленного заболевания, — и, с другой стороны, мощнейшее оружие, способное привести к едва ли не к гибели всего живого. Мы должны помнить, что техника может быть опасна, и прилагать все усилия, чтобы из-за неё никто не пострадал.

Вроде бы неплохо! Переходим к следующему пункту.

Пункт 3. Набрасываем первый абзац основной части

Время выполнения: 45 минут

Не то чтобы железное правило, скорее — настоятельный совет: основная часть сочинения должна состоять из двух абзацев, причём каждый следует посвятить одному произведению-аргументу.

Итак, что вы там читали перед экзаменом? «Собачье сердце»? Великолепно! Пишем имя автора (с инициалами) и название произведения, кратко пересказываем ряд ключевых эпизодов, а затем уточняем, как это произведение относится к вашей основной мысли.

Например: Среди российских классиков ХХ века, которых волновала проблема технического прогресса, следует выделить М. А. Булгакова — автора повести «Собачье сердце». Один из ключевых героев этого произведения — профессор Филипп Филиппович Преображенский — решает провести эксперимент: он пересаживает бродячему псу человеческий гипофиз. В итоге пёс превращается в мужчину, который сам выбирает себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Однако «усовершенствованный» пёс не становится ни лучше, ни счастливее. Он только и делает, что грубит и хулиганит; он не стремится к светлому, доброму и вечному, его не привлекают любовь, дружба, какие-либо идеалы. В конце концов профессор Преображенский снова превращает Шарикова в собаку. На примере двух главных героев повести М. А. Булгаков показывает, что вмешательство в естественный ход вещей редко оборачивается чем-либо хорошим. Никому не следует ставить себя на место Бога и пытаться изменить саму природу.

Пункт 4. Набрасываем второй абзац основной части

Время выполнения: 45 минут

Разобравшись с первым аргументом из художественной литературы, добавляем ещё один — по той же схеме: автор, название, пересказ, взаимосвязь с тезисом.

Вариант: Также размышления о техническом прогрессе нашли отражение в романе американского писателя Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Главный герой этого произведения — 32-летний Чарли Гордон, умственно отсталый чернорабочий в хлебопекарне. Благодаря открытиям в области медицины Чарли получил возможность стать «таким, как все». После хирургического вмешательства молодой человек научился грамотно писать, заинтересовался науками и искусствами. Впоследствии его интеллект развился настолько, что Гордон стал более видным учёным, чем доктора Штраусс и Немюр, изменившие его жизнь. Однако это не принесло Чарли счастья, так как он понял: вслед за стремительным развитием умственных способностей наступает их угасание. Увы, в финале романа главный герой потерял всё, к чему успел привязаться. Авторская позиция в романе «Цветы для Элджернона» во многом сходна с позицией М. А. Булгакова, автора повести «Собачье сердце»: цена, которую приходится платить за тот или иной научный эксперимент, зачастую слишком высока.

Пункт 5. Набрасываем заключение

Время выполнения: 15 минут

Заключение — это краткий пересказ всего написанного выше + повтор основной мысли.

В последнем абзаце можно перечислить названия произведений-иллюстраций, но самое главное — «вывести» ту же самую мораль, с которой всё начиналось.

Например, так: Итак, технический прогресс подарил человечеству немало возможностей: благодаря современному оборудованию нам стало проще лечить тяжёлые болезни, учиться, общаться с близкими. Однако мы должны помнить, что развитие технологий всегда подразумевает огромные риски. Такие писатели, как М. А. Булгаков («Собачье сердце») и Дэниэл Киз («Цветы для Элджернона»), доказали это на примере героев, ставших невинными жертвами в руках учёных. Поэтому в погоне за инновациями люди должны быть особенно внимательными и осторожными.

Пункт 6. Отдыхаем

Время выполнения: 5 минут

Набросав черновую версию работы, стоит дать себе небольшую передышку. Конечно, погулять по коридору (да и просто встать из-за парты) вам никто не позволит, — но можно съесть шоколадку и выпить воду, которые вы, надеемся, взяли на экзамен.

Если вы до сих пор сомневаетесь, можно ли всё это брать с собой, процитируем официальный сайт ФИПИ: «Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов, ограничений на наличие питьевой воды и шоколада на экзамене не установлено».

Пункт 7. Редактируем черновик

Время выполнения: 40 минут

Подкрепились? Пора вернуться к подвигам и отредактировать сочинение. Вот топ-5 ошибок, которые допускают ученики любого уровня подготовки:

  • отсутствие микровывода после обоих абзацев в основной части (да-да, в той или иной форме тезис нужно повторять в конце каждого абзаца);
  • избыточный пересказ (не стоит посвящать анализу произведения-аргумента более 7-8 предложений);
  • неоправданные повторы (запомните, что в пределах одного предложения однокоренные слова встречаться не должны);
  • плеоназмы (то есть лишние уточнения типа «он поднял свою руку»: и так понятно, что свою, а не чужую);
  • отсутствие запятых при обращениях, сравнениях, деепричастных оборотах и проч.

Переписывать текст на ещё один черновик не надо (иначе может не хватить времени): просто зачёркивайте те обороты, которые вам не понравились. Не бойтесь грязи, оценивать черновик никто не будет.

Чтобы качественно отредактировать текст, достаточно перечитать его два-три раза.

Пункт 8. Выбираем эпиграф

Время выполнения: 5 минут

Пункт необязательный, но желательный: попробуйте вспомнить какой-нибудь афоризм, который лишний раз подчеркнёт направление вашей мысли. Этот афоризм может стать отличным эпиграфом, то есть фразой, написанной перед сочинением ближе к правому краю листа.

К нашей нынешней теме подходит, например, следующее утверждение французского философа Габриэля Оноре Марселя: «Техника приходит на помощь любому желанию и любому страху».

Пункт 8. Переписываем сочинение набело

Время выполнения: 20 минут

Когда черновик проверен, самое время переписать его на тот лист, который вы и сдадите комиссии. Оформите работу и — чем чёрт не шутит — перечитайте её ещё раз: вдруг закралась обидная описка?

Пункт 9. Сдаём работу и радуемся жизни

Алгоритм, приведённый выше, позволяет написать работу за 215 минут.

Экзамен же, повторимся, идёт 3 часа 55 минут, то есть 235 минут.

Поздравляю! Вы только что написали отличную работу и сэкономили 20 минут (и правильно сделали: чем дольше вы работаете, тем сложнее сконцентрироваться).

Сдайте сочинение. Выйдите из школы. Сходите в ближайшую кафешку и купите пирожок: вы это заслужили!

 

Добавить комментарий