“Светлый ангел северного слова” (М. Кралин)

“Самое сильное впечатление на Антона произвёл сказитель – тоже поморский – Борис Шергин. Мы ожидали бородатого вальяжного старца, но в аудиторию стремительно, несмотря на прихрамыванье, вошёл чуть седоватый, чисто выбритый, необычайно подвижной человек в сером коверкотовом костюме. Сначала рассказал о своей жизни, которая вся прошла на море, чего мы почему-то не ожидали: «Дула пособная поветерь. Лодья наша добежала до Новой Земли в полторы сутки». Рассказ пересыпал незнаемыми поговорками: «Пола мокра, так брюхо сыто». Былины пел он замечательно. Сразу же выяснилось, что в его словаре оппозиция приличное – неприличное начисто отсутствует: непечатные слова он употреблял так же свободно-спокойно, как все прочие. Главная героиня исторической песни о Марине Мнишек именовалась исключительно как Маринка-б…”
Александр Чудаков “Ложится мгла на старые ступени”

 

 

«Сказывать и писать о Русском Севере я считаю своей миссией.»

Б. В. Шергин

 

 

 

Литературное творчество этого человека удивительно многогранно. Поморские сказы, былины, биографические зарисовки, шутки, сказки, были и небылицы – всего и не перечислишь. И почти все эти произведения были Шергиным не только написаны, но и многократно прочитаны, наговорены, спеты. И конечно, главное достоинство произведений писателя – это бережно перенесённый на бумагу живой, потрясающе красивый и для нас уже необычный в своей первозданности язык русского Севера…

Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать – коренная архангелогородка, старообрядка, – познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Род Шергиных – очень древний и известный в истории Севера, большинство его представителей были священниками. Жизнь родителей Бориса Шергина, его собственные детство и юность связаны с Городом (так – с большой буквы – писатель называл в дневниках Архангельск) и с морем. Воспоминания его о родителях, о родном доме овеяны счастьем. Жизнь, полная любви друг к другу, праведных трудов, увлечения «художеством», навсегда становится для него эталоном жизни. Любовь к искусству Севера – к народному поэтическому творчеству и поморской «книжности», иконописи и росписи по дереву, к музыке и слову, ко всей богатейшей народной культуре зародилась именно здесь. Ещё в школьные годы Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.


Виктор Васильевич и Анна Ивановна — родители Бориса Шергина

В годы учёбы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.

С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлечённый художественной стариной, Борис Шергин восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвящённые Русскому Северу. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, – Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.

В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.


Борис Шергин в годы учёбы в Строгановском училище

В Москве Шергина заметили. Оценили не только его способности художника, но и прекрасное знание народного слова, умение петь былины, талант сказочника. В 1915 г. он знакомится с пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, которую привезли в Москву фольклористы. В газете «Архангельск» появилась статья Шергина «Отходящая красота» – о выступлении Кривополеновой в Политехническом музее и о том впечатлении, которое она произвела на слушателей. Шергин общается с учёными-фольклористами. В 1916 г. по инициативе А. А. Шахматова он был направлен Академией наук в командировку в Шенкурский уезд Архангельской губернии для исследования местных говоров и записи произведений фольклора.


Борис Шергин и пинежская сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова

В 1917 г., по окончании училища молодой человек возвращается в Архангельск и работает в местном Обществе изучения Русского Севера, а затем – в кустарно-художественных мастерских. Признан его вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости). Шергин собирал старинные книги, альбомы стихов, песенники, древние лоции, записные тетради шкиперов. В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин, мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги. Вскоре, он будет вынужден уехать из Архангельска.

В 1921 г. Шергин принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Он приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.

В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг – художественных переработок северорусского фольклора.

В 1924 г. вышла первая книга Бориса Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.

В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, – ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком».

Сказочная «эпопея» о Шише – беглом холопе, мошеннике и плуте, складывалась ещё при Иване Грозном, но в наиболее полном виде эпос сохранился лишь на Севере. Здесь в Архангельской губернии Шергин собрал более 100 сказок о Шише.

В 1930 г. была издана первая книга сказок о весёлом бродяге Шише. Необычайный успех принесли Борису Шергину выступления со сказками о Шише на радио под псевдонимом «Шиш Московский». Шергину удалось передать музыку устного исполнения народных сюжетов, увлечь слушателей народной сказкой. В его исполнении балагур, бродяга и плут, надувающий богачей, стал любимым героем детей тех лет.

В 1936 г. вышел второй сборник Шергина – «Архангельские новеллы». Шергин поместил в книгу новеллы и сказки, бытовавшие на Севере, услышанные от бывалых людей и художественно обработанные писателем. В них Шергин не реставрировал, а продолжал традиции народного и сказочного искусства.


Иллюстрации Владимира Перцова к архангельской были Бориса Шергина «Ваня Датский»

В 1934 году Шергин вступил в Союз писателей и от Московской организации был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд писателей.

В 1939 г. в Гослитиздате вышла новая, очень заметная в творчестве писателя книга «У песенных рек», которая открывалась большим циклом авторских, собственных шергинских произведений. В сборник вошла большая часть прозы писателя, созданная в 30-е гг. и посвящённая Белому морю, рыболовному промыслу, городу Архангельску. В сборник вошли маленькие поэмы о морском искусстве и житейской мудрости людей Поморья. В книгу Шергин поместил созданный к 100-летнему юбилею Пушкина сказ «Пинежский Пушкин», преподнесённый писателем от лица трёх женщин-крестьянок.

В годы Великой Отечественной войны Шергин выступал в воинских частях Москвы, школах, в вузах, сельских клубах. Событиям военных лет он посвятил свои рассказы «Золотая сюрприза», «Офонина бабушка», «Три сына». Не смотря на проблемы со здоровьем, и почти полную потерю зрения, писатель продолжал работать.

Сразу после войны Борис Шергин выпустил книгу «Поморщина-корабельщина» (1947), в которую он включил наиболее «обкатанные» в живом исполнении фольклорные обработки и рассказы о Севере. Но, к моменту выхода книги, творчество Шергина объявили псевдонародным, его перестали печатать, не позволяли выступать со сцены.

Лишь через десять лет в «Детлите» вышла очередная книга писателя «Поморские были и сказания» (1957, 1971), оформленная В. А. Фаворским. Сборник вобрал в себя все лучшее, изначально адресованное детям или вошедшее в детское чтение.


Иллюстрация к сказкам Б. Шергина. Гравюра Никиты Фаворского, 1939 г.

Настоящую славу и признание писателю принесла книга «Океан — море русское», изданная в «Молодой гвардии» (1957, 1959, 1961). В неё вошли лучшие оригинальные произведения Шергина 30-х и 50-х гг. Шергин поместил в сборник «Сказ о Ломоносове», созданный к 250-летию учёного. Писатель взял за основу и обработал дореволюционную книгу Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов».

В 1960 г. Шергин переехал со Сверчкового переулка на Рождественский бульвар. Здесь писатель прожил 13 лет, выезжая на лето в подмосковное Хотьково. Шергин прожил в Хотькове более 30 лет. Именно «лет», а не зим. Летом в Хотькове, живя в деревянном доме «на взлобье» Митинской горы, Шергин тихо радовался скромному нестеровскому пейзажу за околицей, пению птиц, запахам трав и прохладе утренней росы.

В 1979 г. вышел замечательный мультфильм «Волшебное кольцо» влюблённого в Север режиссёра и художника Леонида Носырева. Рассказано в нём о пареньке Ване, который спас и кошку, и собаку и змею Скарапею. И прозвучало имя доброго и весёлого человека Бориса Шергина – создан-то мультфильм по его сказке.


Кадр из мультипликационного фильма «Волшебное кольцо» (режиссёр Л. Носырев, «Союзмультфильм», 1979 г.)

Шергин писал, «чтобы сердце твоё развеселилось, совсем не надобно, чтобы вдруг изменились житейские обстоятельства. Развеселить может слово доброго человека».

В 1967 г. за заслуги в развитии советской литературы Борис Шергин был награждён орденом трудового Красного Знамени.


Писатели Юрий Коваль и Борис Шергин. Фото: Виктор Усков

В последние годы жил Шергин почти забытый, ослепший. Едва сводил концы с концами. Горькую запись оставил в дневнике: «…Годами забрался, летами зажился. Имени доброго не нажил, дак хотя бы “положения в свете” или запасу про чёрный день… Ничего нет. Ни постлать, ни окутаться, и в рот положить нечего. Нет знакомого человека, у которого не взял бы в долг, и, по-видимому, без отдачи… Иной раз встречу заимодавцев своих. Что же… Без стыда рожу не износишь…»

Борис Викторович Шергин умер 31 октября 1973 года в Москве. Писатель был похоронен на Кузьминском кладбище.

Сегодня книги Б. В. Шергина переиздаются и становятся библиографической редкостью; по произведениям Бориса Викторовича сняты замечательные, обожаемые и детьми, и взрослыми мультфильмы, разошедшиеся на цитаты. В Москве и Архангельске стоят памятники писателю. В Хотькове недалеко от возрожденной обители родителей преподобного Сергия открыт библиотечно-краеведческий центр имени Бориса Шергина.

Дорогие читатели! Приглашаем в нашу библиотеку за произведениями Бориса Шергина!

 

Добавить комментарий