И снова книга родилась 2021

Уважаемые читатели! В этой рубрике мы с вами будем ходить в гости не к писателям-юбилярам, а к книгам-юбилярам. Книгам, которым исполняется круглая дата, юбилей. Узнаем историю этого произведения и повод автора для написания этой книги.

В 2021 году исполняется 150 лет сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Однажды жарким июльским днём преподаватель математики оксфордского колледжа Чарлз Лютвидж Доджсон совершал прогулку на лодке по реке Айсис (приток Темзы) в обществе трёх юных сестёр Лидделл, дочерей его друга. Одну из девочек звали Алиса, ей было десять лет. На привале она попросила рассказать сказку, в которой было бы «побольше чепухи». И профессор стал на ходу придумывать историю про девочку Алису. Вернувшись домой, мистер Доджсон занёс в блокнот наброски сказки, которую назвал «Приключения Алисы под землёй». Этот момент можно считать рождением писателя, взявшего себе псевдоним Льюис Кэрролл.

Три года спустя в свет вышла сказка под заглавием «Приключения Алисы в Стране чудес». Публикация книги оказалась для всех сюрпризом, ведь прежде Доджсон печатал только труды по алгебре. А через несколько лет появилась и вторая книга – «Алиса в Зазеркалье».

Многие удивлялись этому авторству, ведь преподобный Чарлз Лютвидж Доджсон был личностью парадоксальной и загадочной. С одной стороны, застенчивый, педантичный серьёзный учёный, профессор в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, исследователь евклидовой геометрии и символической логики, чопорный джентльмен и священнослужитель; с другой – человек, водивший компанию со всеми знаменитыми писателями, поэтами и художниками своего времени, автор романтических стихов, любитель театра и общества, в том числе детского. Писатель Льюис Кэрролл обладал исключительно богатой фантазией и безупречным поэтическим слухом, хранил в глубине души мир детства, в который он сумел вернуться в своих сказках.

«Алиса в Зазеркалье», как и первая сказка, начинается с того, что Алиса скучает. На этот раз в пустой комнате мотает шерсть, играет с котёнком, перебирает шахматные фигуры, да поглядывает в зеркало над каминной полкой. И вот уже зеркало тает, как туман поутру, и отважная и любопытная Алиса оказывается по ту сторону. Там её ждёт удивительная шахматная партия, чудеса, опасности, новые знакомства и встречи со старыми друзьями.

Льюис Кэрролл был прекрасным шахматистом. Дети с удовольствием играли с ним – он доходчиво объяснял правила и умел увлечь игрой: фигуры будто оживали, начинали беседовать и спорить друг с другом, в общем, устраивали целое представление.

В Зазеркалье разворачивается шахматная партия, но не простая и не обычная – персонажи-фигуры, хотя и делают вид, что следуют правилам, на деле не слишком стараются поставить сопернику мат. Вместо этого они то и дело рассказывают истории, поют песни или отчаянно дерутся – то за погремушку, то за корону, – в общем, ведут себя совсем как дети. И тем не менее следить за шахматной партией, в которой Алиса становится белой пешкой и выигрывает в 11 ходов, ужасно интересно.

Связать воедино шахматную партию и сказку-нонсенс – задача непростая, но Кэрролл решает её со свойственными ему лёгкостью и остроумием. Нонсенс – бессмыслица, нелепость. Этим словом в Англии называют песенки, баллады, занимательные истории, в которых жизненная реальность вывернута наизнанку, чаще всего с юмором. Кэрролл показывает нам, как много непонятного там, где всё кажется простым и ясным. И при этом он исподволь посмеивается над людьми, которым непременно нужно везде и во всём обнаружить здравый смысл.

Впоследствии исследователи его книг обнаружили в них бездну открытий, предвещавших и теорию относительности, и кибернетику, и структурную лингвистику. Они увидели, что творения Льюиса Кэрролла оказались буквально на каждом шагу полны загадок, ребусов, шарад и головоломок – научных, литературных, логических.

Возьмём хотя бы эпизоды, когда в стране чудес Алиса то вырастает до огромных размеров, то уменьшается: они наглядно иллюстрируют теорию расширения и сжатия Вселенной. Сны, в которых Алиса видит Чёрного Короля (в оригинале – Червонного), а он, в свою очередь, видит во сне Алису, являются примером бесконечно убывающей математической последовательности. Любопытно, что, меняясь в размерах, Алиса не может правильно вспомнить таблицу умножения: четырежды пять у неё оказывается двенадцать, а четырежды шесть – тринадцать. Но, оказывается, помимо традиционной десятеричной системы исчисления есть и другие – к примеру, такие, основанием которых являются числа 18 или 21.

Падение Алисы в кроличью нору происходит с равномерно возрастающим ускорением. В своё время Эйнштейном был проведён «мысленный эксперимент», в котором он описывал падение воображаемого лифта при объяснении некоторых аспектов своей теории относительности. Чёрная Королева говорит девочке: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» Это тоже иллюстрирует теорию относительности.

Опыт математика и навыки фотографа придали воображению писателя уникальные особенности, поэтому сказки Кэрролла пленили читателей не только богатством выдумки, а ещё и заключённым в них философским смыслом. У него все события происходят словно в двойной перспективе: сама Алиса остаётся в своём уме и мыслит представлениями, которые приняты в обычном мире, однако окружает её чудесная реальность сна, фантазии, Зазеркалья.

Благодаря такому построению рассказа Кэрролл сумел передать главную для него мысль: многое из кажущегося нам безусловными истинами на самом деле лишь фантазии и домыслы, тогда как чудесное на поверку нередко предстаёт логичным и объяснимым.

Бывают сказки, которые не просто нравятся или не нравятся, они проникают в умы и души и становятся для своих поклонников параллельными мирами, населёнными загадочными существами и полными необычными и таинственными приключениями.

Со страниц сказки Алиса выпорхнула на голубые экраны кино и телевидения. На Киевской киностудии научно-популярных фильмов в 1981 году режиссёр Ефрем Пружанский создал отечественную мультипликационную версию приключений и невероятных превращений девочки Алисы в чудесной стране, а через год появилось продолжение – «Алиса в Зазеркалье». В 2016 году появился американский фильм режиссёра Джеймса Бобина. Картина получилась яркой и зрелищной, её посмотрело огромное количество зрителей.

Давайте вместе наслаждаться бесценным подарком, который полтора века назад сделал нам всем Льюис Кэрролл – английский математик с удивительным литературным даром, большой любитель головоломок, парадоксов и «перевёртышей».

Вы уже готовы заглянуть в Зазеркалье?..

Добавить комментарий