Первый Председатель Земного Шара

В русской литературе есть удивительные и загадочные фигуры, которые оправдывают суждение о поэзии как о чуде, об исключении из всех логических и формальных правил.  К таким поэтам, безусловно, относится вечный человек из будущего – Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников.

Свой псевдоним – славянское имя Велимир, поэт взял после того, как сблизился с поэтами-символистами, тогда он посещал литературные вечера, увлекался мифологией и славянским фольклором.
Велимир! Кто же он? Повелитель мира или певец мирового величия? Хлебников был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Многие называли поэта «заумником», а стихи его «заумными». Сам же он именовал себя «будетлянином».

Велимир Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в обширной тогда Астраханской губернии, в семье учёного-натуралиста. Родное село поэта, Малые Дербеты, теперь находящиеся на территории Калмыкии.

Здесь установлен памятник Хлебникову, созданный скульптором Степаном Ботиевым в 1993. В детстве мальчик хорошо учился, особенно увлекаясь историей, математикой, орнитологией, языками и литературой. Уже в старших классах гимназии  Хлебников начал писать стихи. В своих ранних произведениях он утверждал  пантеистическое единство и равноправие всего живого и сущего на земле. Одна из устойчивых идей в его творчестве – утопическое стремление к преобразованию мира на основе гармонических взаимоотношений  между людьми, зверями и природой:

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая лёгких времирей.

В стихах Хлебникова широко представлен языческий мир славян и Древней Руси. Более того, все его заумные стихи в своей звукописи несут словно бы некий праславянский язык. Более того, он сочинял новые слова в чисто русском духе, заменяя иностранщину.  Именно Хлебников придумал весёлое и лёгкое слово «лётчик» вместо казённого «авиатор» и иностранного «пилот». В своей статье «О стихах» он писал: «Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными».

Велимир Хлебников относился к  модному на тот момент течению футуристов. Среди них он стал одним из наиболее смелых экспериментаторов в области словотворчества и поэтической формы.

Вихрем разумным, вихрем единым
Все за богиней – туда!
Люди крылом лебединым
Знамя проносят труда.

Неординарная личность Хлебникова привлекала к себе всеобщее внимание, он вёл поистине богемную, неустроенную, полубродячию жизнь. Друзья называли его «честнейшим рыцарем поэзии». Он самозабвенно творил, не обращая внимания на невзгоды, лишения и неустроенность личной жизни.

Всегда погружённый в фантастические умозаключения, он редко завершал литературные работы и мало заботился об их сохранности, таская бумаги в своих полуголодных странствиях в мешках и наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали его друзья. Однако в его образе жизни и творчестве проявлялась и некая поза « непризнанного гения», прорицателя-мистика, составляющая существенную сторону эстетики авангардизма.

Своё назначение поэт видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Хлебников видел мир с неожиданной стороны. Дебют Хлебникова в печати состоялся в 1908 году, когда журнал «Весна» опубликовал его стихотворение «Искушение грешника». Его стихи вошли в сборник «Садок судей», которым заявило о себе новое литературное движение. Вскоре вышло еще несколько поэтических и теоретических произведений Хлебникова: «Творения», «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вила и леший».
Но есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые и глубокие…

Весной 1922 года Хлебников отправился в деревню Санталово Новгородской губернии, где тяжело заболел и 28 июня скончался.

Он умер в несуществующей ныне деревне.

(Об этом вы можете прочитать по данной ссылке: По материалам Российской газеты «Родина» №1215)

Ближайшие кладбище было в Ручьях, поэтому похоронили его там, на погосте у церкви Георгия Победоносца.

28 июня 1986 года в 100-летнию годовщину со дня рождения Велимира Хлебникова, в деревне Ручьи на месте захоронения был открыт памятник работы Вячеслава Клыкова, а в сельском Доме культуры –  музей поэта. Ежегодно здесь проходят Хлебниковские чтения.

 

А мы предлагаем вам прочитать статью Велимира Хлебникова «Радио будущего»

Эта статья была написана в далёком 1921 году. Но такое впечатление, что он рассказывает о нашем с вами времени. Достаточно подставить вместо слова Радио современные понятия – телевидение, интернет, 5D, ЕГЭ и так далее. Такое предвидение за десятки лет до появления всемирной паутины поражает воображение. Многие из вас откроют для себя этого уникального поэта, проведшего последние недели своей жизни в Новгородской губернии, с неожиданной стороны.

РАДИО БУДУЩЕГО

Радио будущего — главное дерево сознания — откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество.

Около главного стана Радио, этого железного замка, где тучи проводов рассыпались точно волосы, наверное, будет начертана пара костей, череп и знакомая надпись: «Осторожно», ибо малейшая остановка работы Радио вызвала бы духовный обморок всей страны, временную утрату ею сознания.

Радио становится духовным солнцем страны, великим чародеем и чарователем.

Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа.

В этом потоке молнийных птиц дух будет преобладать над силой, добрый совет над угрозой.

Дела художника пера и кисти, открытия художников мысли (Мечников, Эйнштейн), вдруг переносящие человечество к новым берегам…

Советы из простого обихода будут чередоваться с статьями граждан снеговых вершин человеческого духа. Вершины волн научного моря разносятся по всей стране к местным станам Радио, чтобы в тот же день стать буквами на темных полотнах огромных книг, ростом выше домов, выросших на площадях деревень, медленно переворачивающих свои страницы.

Радиочитальни

Эти книги улиц — читальни Радио! Своими великанскими размерами обрамляют села, исполняют задачи всего человечества.

Радио решило задачу, которую не решил храм как таковой, и сделалось так же необходимым каждому селу, как теперь училище или читальня.

Задача приобщения к единой душе человечества, к единой ежесуточной духовной волне, проносящейся над страной каждый день, вполне орошающей страну дождем научных и художественных новостей, — эта задача решена Радио с помощью молнии. На громадных теневых книгах деревень Радио отпечатало сегодня повесть любимого писателя, статью о дробных степенях пространства, описание полетов и новости соседних стран. Каждый читает, что ему любо. Эта книга, одна и та же для всей страны, стоит в каждой деревне, вечно в кольце читателей, строго набранная, молчаливая читальня в селах.

Но вот черным набором выступила на книгах громкая научная новость: Химик Х., знаменитый в узком кругу своих последователей, нашел способы приготовления мяса и хлеба из широко распространенных видов глины.

Толпа волнуется и думает: что будет?

Землетрясение, пожар, крушение в течение суток будут печатаны на книгах Радио… Вся страна будет покрыта станами Радио…

Радиоаудитории

Железный рот самогласа пойманную и переданную ему зыбь молнии превратил в громкую разговорную речь, в пение и человеческое слово.

Все село собралось слушать.

Из уст железной трубы громко несутся новости дня, дела власти, вести о погоде, вести из бурной жизни столиц.

Кажется, что какой-то великан читает великанскую книгу дня. Но это железный чтец, это железный рот самогласа; сурово и четко сообщает он новости утра, посланные в это село маяком главного стана Радио.

Но что это? Откуда этот поток, это наводнение всей страны неземным пением, ударом крыл, свистом и цоканием и целым серебряным потоком дивных безумных колокольчиков, хлынувших оттуда, где нас нет, вместе с детским пением и шумом крыл? На каждую сельскую площадь страны льются эти голоса, этот серебряный ливень. Дивные серебряные бубенчики, вместе со свистом, хлынули сверху. Может быть, небесные звуки — духи — низко пролетели над хаткой. Нет…

Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы Радио в пространном помещении от Владивостока до Балтики, под голубыми стенами неба… В этот вечер ворожа людьми, причащая их своей душе, а завтра обыкновенный смертный! Он, художник, околдовал свою страну; дал ей пение моря и свист ветра! Каждую деревню и каждую лачугу посетят божественные свисты и вся сладкая нега звуков.

Радио и выставки

Почему около громадных огненных полотен Радио, что встали как книги великанов, толпятся сегодня люди отдаленной деревни? Это Радио разослало по своим приборам цветные тени, чтобы сделать всю страну и каждую деревню причастницей выставки художественных холстов далекой столицы. Выставка перенесена световыми ударами и повторена в тысячи зеркал по всем станам Радио. Если раньше Радио было мировым слухом, теперь оно глаза, для которых нет расстояния. Главный маяк Радио послал свои лучи, и Московская выставка холстов лучших художников расцвела на страницах книг читален каждой деревни огромной страны, посетив каждую населенную точку.

Радиоклубы

Подойдем ближе… Гордые небоскребы, тонущие в облаках, игра в шахматы двух людей, находящихся на противоположных точках земного шара, оживленная беседа человека в Америке с человеком в Европе… Вот потемнели читальни; и вдруг донеслась далекая песня певца, железными горлами Радио бросило лучи этой песни своим железным певцам: пой, железо! И к слову, выношенному в тиши и одиночестве, к его бьющим ключам, причастилась вся страна. Покорнее, чем струны под пальцами скрипача, железные приборы Радио будут говорить и петь, повинуясь его волевым ударам.

В каждом селе будут приборы слуха и железного голоса для одного чувства и железные глаза для другого.

Великий чародей

И вот научились передавать вкусовые ощущения — к простому, грубому, хотя и здоровому, обеду Радио бросит лучами вкусовой сон, призрак совершенно других вкусовых ощущений.

Люди будут пить воду, но им покажется, что перед ними вино. Сытый и простой обед оденет личину роскошного пира… Это даст Радио еще большую власть над сознанием страны…

Даже запахи будут в будущем покорны воле Радио: глубокой зимой медовый запах липы, смешанный с запахом снега, будет настоящим подарком Радио стране.

Современные врачи лечат внушением на расстоянии по проволоке. Радио будущего сумеет выступить и в качестве врача, исцеляющего без лекарства.

И далее:

Известно, что некоторые звуки, как «ля» и «си», подымают мышечную способность, иногда в шестьдесят четыре раза, сгущая ее на некоторый промежуток времени. В дни обострения труда, летней страды, постройки больших зданий эти звуки будут рассылаться Радио по всей стране, на много раз подымая ее силу.

И наконец, — в руки Радио переходит постановка народного образования. Верховный совет наук будет рассылать уроки и чтение для всех училищ страны — как высших, так и низших.

Учитель будет только спутником во время этих чтений. Ежедневные перелеты уроков и учебников по небу в сельские училища страны, объединение ее сознания в единой воле.

Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество.

Велимир Хлебников. Пятигорск. Осень 1921 г. Впервые опубликовано в журнале «Красная новь» №8 1927 г.

Рисунки Велимира Хлебникова, Михаила Ларинова, фото из открытых источников

Добавить комментарий