Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.
Про школьную парту у нас уже была статья https://biblioprofvs.ru/?p=6484
Мы с вами вспомним про …
Ранец
Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.
Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen – сумка) были распространены еще с XVIII века.
В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.
Школьная доска
За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.
В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад.
Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.