Праздник работников стальных магистралей.

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Он был установлен еще в 1896 году, в день рождения основателя железнодорожного дела в России императора Николая I (25 июня по старому стилю). После октябрьской революции о дне железнодорожника не вспоминали почти 20 лет. Традицию возродили лишь в 1936 году.

Праздник работников стальных магистралей в СССР установили в первый августовский выходной. К этому дню железнодорожники обычно отчитывались перед общественностью о своей работе. Через СМИ информировали население о развитии отрасли на ближайшие годы.

Но главное в отрасли – это люди: машинисты, стрелочники (есть еще и такие), составители поездов, диспетчеры, проводники… Кто-то будет праздновать, но многие из них и в праздник будут вести поезда, обслуживать пассажиров, клиентов и строго следить за движением.

А мы сегодня поговорим о книгах, в которых рассказывается о поездах, железной дороге или путешествиях данным способом.

Вообще-то нет такого русского классического автора, который бы не писал о железной дороге. За исключением Гоголя. Гоголь славянофил, весь был в духовных исканиях, мыслях о крестьянстве, о русском языке, для него, как и для Есенина, весь этот новый железный транспорт – символ прогресса и нового века, которого они боялись и не принимали и предчувствовали его трагедии.

«И за тысячи пудов конской кожи и мяса/ покупают теперь паровоз» – вот отношение Есенина. Или так: «Ах, что за лошадь,/ что за лошадь паровоз?/ Ее наверное/ в Германии купили…» – вот это предел внимания Есенина к паровозам. Гоголь застал магистраль Москва-Петербург, но он ее просто не заметил. И была при нем уже и Царскосельская дорога, которую, к сожалению, не увидел Пушкин. Не успел, между прочим, буквально несколько месяцев! А как жаль, это был бы восторг, потому что Пушкин, конечно, ратовал за прогресс и очень поддерживал строительство дорог и наверняка описал бы чугунку, как тогда ее называли, потому что первые рельсы были чугунные. Между прочим, Пушкин был изобретатель идеи снегоочистителя.

Но вот среди других заставших дорогу нет ни одного классика, который не отразил бы эту тему. Включая Тургенева, и у него есть железнодорожные сцены…

Самым ярким был Антон Павлович Чехов. У него короткие рассказы без железной дороги просто нельзя представить и сатирические есть очень смешные и другие, очень много целых сюжетов разворачивается в вагоне или на вокзале.

Антон Чехов “Пассажир первого класса”

Поезда пассажирские и товарные, почтовые и курьерские, пригородные и дальние, поездки на дачу, за границу, на богомолье, дорожные беседы, случайные встречи на железнодорожных станциях и в вагонах, мелкие неприятности во время пути и неожиданные радости, смешные жалобы пассажиров и настоящие катастрофы, жизнь на крошечных полустанках и гигантские стройки — все это сумел заметить и запечатлеть А. П. Чехов, который жил в эпоху, ознаменовавшуюся самым настоящим железнодорожным бумом. В его рассказах железная дорога становится всеобъемлющим образом-символом России, со всеми ее привлекательными и отталкивающими сторонами. Этот сборник, несомненно, поможет скоротать время в пути пассажирам не только первого, но и всех других классов.

А совершенно иной, но тоже насквозь железнодорожный автор, это Андрей Платонов. Тут совсем другая история, он, как противоположность отношению Есенина-Гоголя был певец прогресса, он очеловечивал машины и это стало частью его уникальной эстетики. Может быть, его поэтому стоить назвать главным в этом вопросе. Рассказы «Машинист Мальцев», «На заре туманной юности», «Происхождение мастера» и многое другое.

А среди бытописателей важно отметить Ивана Бунина – никто не оставил столько точных документов о работе железнодорожного транспорта, никто не дал столько подробных и при этом литературно гениальных зарисовок. Там не конкретная какая-то повесть, а именно фрагменты, рассыпанные повсюду. Например, в «Жизни Арсеньева» он описал, как герой опоздал на поезд: «Едучи в Орел, опоздал к пассажирскому поезду — и тотчас устроился на паровоз товарного. Помню, влез по высокой железной подножке во что-то грубое, грязное, стою и смотрю. Машинисты в чем-то сверх меры засаленном, железно блестящем; так же засалены, блестящи и лица их, негритянски разительны белки, словно нарочно, как у актеров, подмазаны веки. Молодой резко гремит железной лопатой в каменном угле, наваленном на полу, с громом откидывает заслонку топки, откуда адски вырывается красный огонь, и размашисто осаживает этот ад чернотой угля с лопаты, старший перетирает пальцы ужасающей по своей сальности тряпкой и, швырнув ее, что-то дергает и что-то повертывает… Раздается раздирающий уши свист, откуда-то горячо обдает и окутывает ослепляющий пар, оглушает что-то вдруг загрохотавшее — и медленно тянет вперед… Как дико грохочет этот грохот потом, как все растет и растет наша сила, прыть, как все вокруг трясется, мотается, прыгает! Застывает, напряженно каменеет время, ровно трепещет по буграм с боков огненный, драконий бег — и как скоро кончается каждый перегон!» Или, например, от туда же: «Помню, что на рассвете первой ночи я очнулся в своем тесном углу на какой-то степной станции, уже далеко от Харькова. Еще догорала свеча в углу, солнца еще не было, но было уже совсем светло и розово. Я с изумлением оглянул тяжко-безобразную картину как попало спящих в этом розовом, и сейчас же открыл окно. Боже, какая заря была! Розовым огнем горит вдали восток, в воздухе та дивная свежесть и ясность, что бывает лишь ранней весной, на рассвете, в степи; в тишине свежо и сладостно, по-весеннему, поют невидимые в небе жаворонки, вправо и влево тянется неподвижная стена нашего поезда…»

Особняком также стоят фельетоны Булгакова, который в свое время был сотрудником газеты «Гудок». А в «12 стульях», чего стоят фразы: посадка на поезд «носила обычный скандальный характер»…

Вот может быть рассказ «На практике» не только известного писателя, но очень красивого и внешне, и душевно человека – Николая Гарин-Михайловского. Гарин-Михайловский, кроме того, был инженером и проектировал железные дороги. Именно он обосновал трассировку Транссиба в обход Томска, роман “Инженеры” посвятил строителям железных дорог.

Еще из классической литературы можно вспомнить: “Анна Каренина” Льва Николаевича Толстого, “Как закалялась сталь” Николая Островского.

А теперь перейдем у современной литературе.

“Москва-Петушки” Венедикта Ерофеева.

Действие поэмы в прозе происходит в вагоне электрички.  Человек не должен быть одинок — таково моё мнение. Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят. А если он всё-таки одинок, он должен пройти по вагонам. Он должен найти людей и сказать им: «Вот. Я одинок. Я отдаю себя вам без остатка. (потому что остаток только что допил, ха-ха!). А вы — отдайте мне себя, и, отдав, скажите: а куда мы едем? Из Москвы в Петушки или из Петушков в Москву?»

 

“Чапаев и пустота” Виктор Пелевин.

Герои вместе с батальоном ткачей на поезде отправляются на войну. Там ещё есть такие строки: “…человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.”

 

 

 

 

“ЖД-рассказы” Дмитрий Быков.

В романе автор давал ей несколько расшифровок, здесь одна, самая привычная – Железная Дорога. А дорога располагает к беседам, даже между незнакомыми людьми. “Это рассказы для чтения в вагоне, на палубе, в воздухе. И во время путешествия из одного состояния в другое. Автор писал их в таком же статусе”, – говорит сам Д.Быков.

 

 

 

 

“Жаркие перегоны” Валерий Барабашов.

Герои книги — железнодорожники одной из магистралей страны. Инженер по образованию, Валерий Барабашов несколько лет работал на Урале корреспондентом газеты «Гудок». И повесть «Жаркие перегоны» он посвятил людям, чью жизнь и труд хорошо знает, — железнодорожникам. С нелегкими проблемами сталкиваются герои повести — от седого, умудренного жизнью начальника Красногорской железной дороги Уржумова до машиниста Бориса Шилова и совсем еще юного его помощника Саньки. Не справляется передовая в недавнем прошлом магистраль с возросшим объемом перевозок, задерживается доставка грузов, опаздывают поезда… Буквально каждый час действия повести, охватывающего всего один летний день, насыщен острыми конфликтами.

“Атлант расправил плечи” Айн Ренд.

Главная героиня романа – вице-президент железнодорожной компании . Значительная часть в произведении охватывает описание работы железной дороги.

 

 

 

 

 

“Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов” Ёко Тавага.

Главная героиня истории Ёко Тавада  – молодая японская танцовщица, гастролирующая по Европе на поезде. Каждая глава этой изящной книги – новый город на пути героини, приключение, сон, мечта. С этого поезда невозможно сойти. Жизнь – долгое путешествие в вагоне на нижней полке. Путешествие в город, которого нет.

 

 

“Ночной поезд на Инсбрук” Дениз Вудс.

В ночном поезде Рим-Инсбрук случайно встречаются бывшие любовники Ричард и Фрэнсис. Фрэнсис – одна из тех нечесаных странников с рюкзаком за плечами, для которых весь мир – бесконечный праздник, и они на нем желанные гости. Ричард – преуспевающий лондонский архитектор. Их объединяла общая страсть – страсть к путешествиям. Четыре года назад они путешествовали на поезде по безжизненной пустыне Судана, но во время одной из остановок Ричард исчез самым таинственным образом… Все эти годы они мечтали о встрече, но какими бы пылкими ни были эти мечты, сейчас никто из них не был готов к свиданию. Каждый из них рассказал свою часть истории.

Не обойдем стороной и юного читателя.

“Путешествие Голубой стрелы” Джанни Родари

Знаменитая повесть-сказка известного итальянского писателя Джанни Родари ПУТЕШЕСТВИЕ ГОЛУБОЙ СТРЕЛЫ о приключениях игрушечного поезда. Давайте отправимся вместе с индейцами, ковбоями, куклами, марионетками, смелым генералом и другими игрушками в путешествие на “Голубой стреле”, совершая добрые и благородные поступки.

“Паровозик из Ромашково” Геннадий Цыферов.

Один симпатичный паровозик из Ромашково очень любил первые ландыши, пение соловья, восходы и закаты и поэтому всегда опаздывал на конечную станцию. А как же относились к этому пассажиры? – спросите вы. А пассажиры – сначала сердились на паровозик, но скоро поняли, что если не видеть красоту вокруг, то можно опоздать на всю весну, на все лето, на всю жизнь… Для дошкольного возраста.

“На синей комете” Розмари Уэллс

Одиннадцатилетний Оскар живет с отцом в маленьком городке в штате Иллинойс. Они собирают макеты железнодорожных поездов и мечтают отправиться в Нью-Йорк, сесть на поезд “Синяя комета” и промчаться по всему Восточному побережью. Счастливая и спокойная жизнь рушится в одночасье, когда в 1929 году в Америке случается финансовый обвал. Отца Оскара увольняют, а дом и уникальную коллекцию поездов отбирают за долги. В поисках работы отец вынужден покинуть родной город, оставив мальчика на попечение скупой и суровой тети Кармен. Больше всего на свете Оскар мечтает “превратиться в стрелу и полететь туда, когда” он снова обнимет папу. Неужели пространство и время как-то связаны? Неужели путешествия во времени возможны? Да! В банк проникли грабители, и мальчик вдруг оказался внутри игрушечного поезда. Он пересекает всю страну, находит постаревшего отца, а потом поворачивает время вспять.
Написанная простым и легким языком, местами ироничная, эта книга отличается от всех остальных произведений Розмари Уэллс, потому что будет интересна читателям всех возрастов.

Все повествование хотелось бы закончить красивым стихотворением Марины Цветаевой.

В некой разлинованности нотной

Нежась наподобие простынь —

Железнодорожные полотна,

Рельсовая режущая синь!

Пушкинское: сколько их, куда их

Гонит! (Миновало — не поют!)

Это уезжают-покидают,

Это остывают-отстают.

Это — остаются. Боль как нота

Высящаяся… Поверх любви

Высящаяся… Женою Лота

Насыпью застывшие столбы…

Час, когда отчаяньем как свахой

Простыни разостланы. — Твоя! —

И обезголосившая Сафо

Плачет как последняя швея.

Плач безропотности! Плач болотной

Цапли… Водоросли — плач! Глубок

Железнодорожные полотна

Ножницами режущий гудок.

Растекись напрасною зарею

Красное напрасное пятно!

…Молодые женщины порою

Льстятся на такое полотно.

10 июля 1923

Добавить комментарий