Его кисть много лет служила заветам соцреализма

21 июля исполняется 110 лет со дня рождения Владимира Александровича Серова  — советского живописца и графика, педагога, профессора. Президента Академии художеств СССР в 1962—1968 гг.

Кисть Владимира Серова много лет служила заветам соцреализма, изображая историю советского народа, проведшего полвека в борьбе, волнениях и труде. Художник верил в то, о чем писал, целиком разделяя государственную официальную идеологию. Его наследие не исчерпывается революционными полотнами, однако в первую очередь живописца прославили картины, посвященные Ленину.

Детство и юность

Родина Владимира Александровича Серова – деревня Эммаус, что в 15 км от Твери. Художник родился в 1910 году в семье сельских педагогов – Александра Прокопьевича и Надежды Ильиничны. Мама была признана заслуженным учителем школы РСФСР и награждена орденом Ленина. Дед живописца, Илья Тимофеевич Успенский, был священником.

У Володи было двое старших братьев – Николай и Евгений.

Семья переехала в уездный город Весьегонск, где познакомилась с художником Савелием Шлейфером. Тот вращался в кругу петроградских художников-авангардистов, а теперь спасался в Тверской губернии от голода, поразившего Северную столицу.

Живописец охотно стал учить мальчика рисовать, приняв в свою студию. Савелий Яковлевич трагически окончит дни в Освенциме, а коллекцию своих работ завещает любимому ученику. Ныне они хранятся в мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе.

Для маленького Володи не стоял вопрос будущего призвания – он в раннем детстве понял, что будет художником. Родители мальчика были убежденными революционерами, и автор будущей ленинианы еще в детстве нарисовал первый портрет Ильича.

Значимым моментом биографии стал переезд в Петроград, где в 1927 году Владимир поступил в Высший художественно-технический институт (бывшую Академию художеств). Наставником юноши стал исторический живописец и портретист Василий Савинский. В качестве дипломной работы Серов представил полотно «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году».

Закончив вуз в 1931-м, молодой человек пошел в аспирантуру к заслуженному деятелю искусств Исааку Бродскому и окончил обучение в 1934 году выпускной работой “Сибирские партизаны”.

Картины

С 1932 года художник начал экспонировать работы, первой стала выставка, посвященная 20-летию РККА.

Магистральным жанром творчества Серов избрал монументальную историческую живопись, а революция и ее деятели стали излюбленными объектами полотен.

На протяжении всей жизни Владимир Александрович не теряет интереса к личности Ленина. Художник изображает вождя в переломные моменты истории и в минуты уединения, в окружении воодушевленных соратников и в компании безвестного люда. Художественную летопись жизни Ильича составили картины “Зимний взят!”, “Ходоки у Ленина”, «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть», “Похороны Ленина” и десятки других.

Жанром, где художник также проявил себя, стал агитационно-политический плакат. В искусстве соцреализма плакату придавалось большое значение, поскольку он наглядно транслировал в массы идеологию партии и настойчиво призывал народ на подвиг. Серов пишет плакаты в период коллективизации, побуждая граждан бороться за высокий урожай и производительность труда.

В годы войны Владимир Александрович возглавляет Ленинградское отделение Союза художников и не покидает блокадный город. В составе объединения “Боевой карандаш” он работает над созданием антифашистских плакатов, листовок и газетных иллюстраций. Сохранилось фото, где члены коллектива дружно встречают Новый год, разливая по чашкам кипяток из чайника. А еда на их тарелках – нарисованная.

В военное время Серов обращается к героической истории страны и пишет полотно “Ледовое побоище”. Вместе с тем его живопись документирует настоящее, освещая подвиг народа в Великой Отечественной войне (“Балтийский десант”, “Последний патрон” и др.).

Наследие художника не исчерпывается революционно-военными полотнами и воспеванием жизни рабочих и крестьян. С неожиданной стороны мастер предстает в серии портретов, посвященных семье и друзьям. Здесь рисовальщик – с отточенной техникой, который психологически верно и любовно выводит на холсте живые характеры.

          

В поздний период творчества автор пишет пейзажи, создает иллюстрации к русской классике, работает в жанре карикатуры.

Семья

С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.

Супруга живописца – автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей – Ярослава и Марию.

Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.

До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.

Смерть

Дата смерти Владимира Серова – 19 января 1968 года. Художник скончался в Москве в возрасте 57 лет, его могила расположена на Новодевичьем кладбище. Причины смерти доподлинно не известны.

До конца жизни живописец отстаивал каноны соцреализма, чем вызывал досаду и неприятие в либеральных кругах творческой интеллигенции 60-х годов. Вместе с тем он ушел из жизни, достигнув всех мыслимых почестей и регалий. Последние 6 лет Серов занимал пост президента Академии художеств, а еще возглавлял советский Союз художников и был депутатом в Верховном Совете (высшем органе государственной власти) РСФСР.

Владимир Александрович носил почетное звание «Народный художник СССР», неоднократно награждался орденами и медалями за творческие и общегражданские заслуги и дважды представлялся к Сталинской премии.

Картины

  • 1934 – «На Юденича»,
  • 1934 – «Сибирские партизаны»
  • 1934 – «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма»
  • 1937 – «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году»
  • 1938 – «Штаб Чапаева»
  • 1941- «Заменим!»
  • 1941 – «Защитим город Ленина!»
  • 1942 – «Ледовое побоище»
  • 1942 – «Балтийский десант»
  • 1943 – «До полного разгрома врага!»
  • 1947 – «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть»
  • 1950 – «Ходоки у В. И. Ленина»
  • 1954 – «Зимний взят»
  • 1957 – «Ждут сигнала»
  • 1960 – «Рабочий»

Добавить комментарий