СПОКОЙСТВИЕ! ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

В 2020 г. исполняется 65 лет повести Астред Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Если ребенок скучает и куксится, значит, ему нужен друг. Ну, в крайнем случае, – собака. А если нет ни друга, ни собаки, и играть совершенно не с кем, появляются разные фантастические существа, в компании с которыми не соскучишься. Об одном из них – упитанном человечке с пропеллером и отвратительным характером – рассказала писательница Астрид Линдгрен в 1955 году. Сначала появилась веселая и жизнерадостная книга «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955), затем «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962) и, наконец, «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968).

Речь в этих повестях идёт о знакомстве обычного стокгольмского мальчика Сванте Свантесона с забавным маленьким толстеньким и самодовольным человечком с пропеллером на спине. С тех пор весь мир завидует шведскому мальчику Малышу, у которого есть Карлсон, который живет на крыше.

Карлсон – такой же незаменимый товарищ детских игр, как и Пеппи. Он веселый проказник. Однако он лишен ее способности к сопереживанию и заботе об окружающих. На все возражения, опасения и жалобы взрослых у него есть несокрушимый ответ: «Пустяки, дело житейское!». Он думает только о себе, поэтому с ним немного тягостно играть, хотя и весело. Очень важно, что Карлсон не злопамятен и вообще беззлобен. Будучи сам абсолютно свободным, он всегда готов отстоять свободу друга. Правда, делает это интуитивно, не сознательно.

И все же, главный герой книги – Малыш. Застенчивый, вдумчивый и ранимый мальчик. Малыш живет в Стокгольме 50-х годов, в самой обыкновенной семье, с папой, мамой, старшим братом Боссе и сестрой Бетан. Папа большую часть времени проводит на работе, мама – на кухне, готовит тефтели. Боссе и Бетан живут своей тинэйджерской жизнью. Типичный средний класс. Малышу очень тесно в просторной благоустроенной квартире. Хотя, конечно, как у любого благополучного ребенка, у него есть своя комната, что дает возможность Карлсону прилетать в гости к Малышу, оставаясь при этом незамеченным. Малыш не больной и не бедный, но ему так грустно, что Карлсон – реальный или вымышленный – ему просто необходим.

Эта сказка учит терпимости, снисходительности, даже самоотверженности – именно такие качества проявляет Малыш, счастливый тем, что у него есть такой необычный, лучший в мире друг. Кажется, что все и так знают историю этой дружбы. Но ведь очень многое из приключений этой парочки не вошло в сценарии мультфильмов и постановок. Лучше прочитать книги!

Произведения Линдгрен читают как дети, так и взрослые. «Это очень даже хорошо, – говорила Астрид. – Я всегда считала, что в детской книге должны быть, с одной стороны, вещи, которые интересны только детям, а с другой – которые одинаково нравятся и детям, и взрослым, но не должно быть ничего такого, что было бы интересно только взрослым. Это уже неуважение к детям».

В чем секрет ее феноменального успеха? Линдгрен создала принципиально новый тип сказки. «Я думаю, – говорила она, – что дети во всех странах очень похожи друг на друга. Очевидно, мне удалось уловить что-то важное в детской душе, и поэтому дети узнают себя в моих книгах. Они пишут мне: «У тебя получается. Они верят мне».

Писательница пользовалась в своей стране огромным влиянием и полным доверием. И не только у детей. В немалой степени этому способствовала ее активная гражданская позиция.
Шведы давно возвели свое «национальное литературное достояние», как при жизни называли Линдгрен соотечественники, в духовные и нравственные авторитеты. Семь лет кряду ее выбирали самой популярной женщиной страны. Тем не менее, Астрид никогда не болела звездной болезнью. Бремя всемирной славы она несла спокойно, скромно и с юмором. Узнав, что ее имя присвоили малой планете, писательница пошутила, что теперь ее саму можно называть АСТЕРОИД Линдгрен. А когда девяностолетнюю писательницу в Швеции избрали человеком года, она откровенно предупредила собравшуюся на церемонии чествования высокую публику: «Вы вручаете награду «Швед года» человеку, который неимоверно стар, наполовину слеп, наполовину глух и полностью выжил из ума. Вам следовало бы осторожнее раздавать такие звания».

К великому огорчению соотечественников, несмотря на их старания, литературная Шведская академия так и не присудила Астрид Линдгрен Нобелевскую премию. Но в день своего 90-летия Линдгрен, так и не удостоенная Нобелевской премии, получила в дар от народа 7,5 млн. крон, то есть ту самую сумму, которая вручается нобелевскому лауреату.
В честь великой сказочницы шведское правительство учредило Международную литературную премию имени Астрид Линдгрен (крупнейшую в области детской литературы).

Астрид Линдгрен превратилась в одного из самых читаемых авторов в мире. Фаворитом наших читателей стал проказник плут и хвастунишка Карлсон, который живёт на крыше. Обаятельный бузотёр и обжора оказался ближе славянской культурной традиции. «В нем есть что-то русское», – призналась однажды Астрид, ощутившая духовное родство с Россией задолго до того, как сама в ней побывала.

В России своей популярностью Карлсон обязан ещё и блестящему переводу Лилианны Лунгиной, открывшая эту книгу советским читателям. Благодаря Лунгиной в народ пошли знаменитые выражения «пустяки, дело житейское», «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», «курощать» и многие другие. Ее перевод считается канони¬ческим.
Ну, а еще популярность Карлсона у нас можно объяснить, наверное, замечательным мультфильмом – сколько поколений на нем выросло! И незабываемым спектаклем Московского академического театра сатиры, в котором роль Карлсона блестяще исполнил Спартак Мишулин. Спектакль был поставлен в 1968 году и до сегодняшнего дня не сходит со сцены, став символом детского репертуара Театра сатиры, более того – это одна из самых старых детских постановок в стране.

Исследователи детской литературы приводят множество серьезных психологических толкований образа Карлсона. Скорее всего, Карлсон — это выросший ребёнок, в котором жива детская душа. В нём сочетаются застенчивость и хвастовство, капризы и ласка, жадность и обидчивость, самоуверенность и шаловливость, грусть и восторженность — всё то, что парадоксальным образом наполняет внутренний мир ребёнка…

Когда Астрид Линдгрен задавали вопрос: «Какой должна быть детская книга?», ответ ее был неизменным: «Хорошей».
Это про Карлсона!..

 

Добавить комментарий