“…бегай-не бегай – “от Судьбы не уйдешь”

Вы помните откуда эти судьбоносные цитаты? Таких цитат очень много в этом произведении. Кто не помнит, это «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

В 2020 году исполняется 190 лет «Повестям Белкина» Александра Сергеевича Пушкина

Эпидемия вируса COVID-19 серьёзно осложнила нашу сегодняшнюю жизнь. Но не в первый раз Россия «сидит на карантине». Мир помнит и страшную «испанку», разразившуюся сто лет назад, и пандемию холеры в начале 19 века. Самым трудным испытанием стала самоизоляция. Многие люди спасение нашли в творчестве. В подобной ситуации в 1830 году оказался Александр Сергеевич Пушкин, когда был вынужден задержаться в Болдино.

Поездка в Болдино была вызвана особыми обстоятельствами. После успешного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин отправился улаживать дела в выданное ему отцом по случаю женитьбы имение Большое Болдино в Нижегородской губернии, надеясь вскоре вернуться в Москву. Но начавшаяся в России эпидемия холеры и дорожные карантины задержали поэта на три месяца.

Но для Пушкина вынужденная изоляция обернулась невероятным всплеском вдохновения – Болдинской осенью, самым плодотворным периодом в творчестве поэта. В Болдино им были написаны: 32 стихотворения, «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и работнике его Балде», драма «Русалка», поэма «Домик в Коломне», повесть «История села Горюхина», закончен «Евгений Онегин».

Тогда были созданы и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – безыскусные истории об игре случая, где автор прячется за литературными масками. Этот цикл явился дебютом поэта в прозе. Современники «Повести Белкина» не оценили, потомки увидели в них начало великой русской прозы.

«Повести Белкина» созданы в так называемую первую Болдинскую осень и представляют собой пять произведений с разными сюжетами:
«Выстрел» – история о растянувшейся на несколько лет дуэли, о битве самолюбий, природе храбрости и психологии мести.
«Метель» – трагикомедия странной женитьбы, через несколько лет завершающаяся встречей героини со случайно обвенчанным с ней незнакомцем.
«Гробовщик» – рассказ о мрачном профессионале похоронного дела. «Станционный смотритель» – вариация сюжета о «блудной дочери», которая вопреки воле отца бежит в Петербург с гусаром и благополучно выходит замуж.
«Барышня-крестьянка» – счастливая версия «Ромео и Джульетты» в декорациях русской деревни.

Повести – обозначение не жанра, а скорее формы повествования. Точнее говоря, это новеллы – небольшие рассказы с чётким сюжетом и ясной композицией. Пушкин создавал свою прозу на основе своего же стиха. Незатейливый замысел развёртывается в увлекательный сюжет, рассказанный стилем «свободного разговора». Действия разворачиваются неторопливо, очаровывая читателя совершенными художественными приёмами пушкинской прозы.

Повести были написаны очень быстро. Авторство Пушкин приписал вымышленному лицу Ивану Петровичу Белкину, а себя выдал за издателя. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Написаны повести просто, но построены необычно и интересно. В текстах несколько авторов: ироничный издатель, вымышленный простоватый Иван Петрович, и рассказчики, поведавшие Белкину эти истории. Кажется, что сюжеты взяты из реальной жизни, а не выдуманы одним человеком, ведь жизнь непредсказуема и может быть интереснее любых фантазий. Эта идея – связующее звено повестей.

С началом советской эпохи «Повести Белкина» начали ставить на сцене и экранизировать. Ещё в немом кино были сняты «Станционный смотритель» (1918, режиссёр Александр Ивановский) и «Коллежский регистратор» (1925, режиссёры Юрий Желябужский, Иван Москвин). Через десятилетия разные советские режиссёры воспроизвели весь цикл в звуковом кино и телеверсиях: «Метель» (1964, режиссёр Владимир Басов), «Выстрел» (1966, режиссёр Наум Трахтенберг), «Станционный смотритель» (1972, режиссёр Сергей Соловьёв), «Повести Белкина: Гробовщик» (1990, режиссёр Пётр Фоменко), «Барышня-крестьянка» (1995, режиссёр Алексей Сахаров).

В 1974 году композитор Георгий Свиридов написал к кинофильму «Метель» музыку, которая позднее превратилась в самостоятельное произведение – «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Невероятно красивые мелодии, едва уловимый лёгкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – всё это делает сюиту Свиридова одной из жемчужин классической музыки, а пушкинскую эпоху понятной и близкой современному слушателю.

В литературе на самый смелый эксперимент решился Михаил Зощенко. Подражая Пушкину, он сочинил «шестую повесть Белкина» – «Талисман». «Повести Белкина» стали одной из самых любимых книг для русских читателей и символом популярности повести в России. Книга дала имя самой престижной ежегодной литературной премии Белкина, единственной в России названной именем литературного героя, которую вручают автору лучшей повести года.

Каждое поколение, каждый человек по-своему понимает и воспринимает Пушкина в зависимости от своего образа мыслей, жизненной ситуации и веры. И чем глубже мы постигаем тайны бытия, тем ближе мы становимся к Истине, воплощённой в пушкинских творениях. Пушкина не зря называют Солнцем русской литературы, ведь Солнце всегда почиталось как главный источник света и жизни. В лучах его бессмертного творчества блистает и торжествует так любимая им и нами Россия!

 

Добавить комментарий