Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается, а иногда и уродуется человеком
Юрий Нагибин
5 ИЮНЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ДЕНЬ ЭКОЛОГА).
Он важен для всех жителей нашей планеты, ведь речь идёт о безопасности нашей жизни в будущем.
Берегите природу!
Проблемы взаимодействия природы и общества волнуют не только учёных, общественных деятелей, но и писателей. Особая роль здесь отводится художественной литературе.
Авторы художественных произведений не только описывают красоты нашей природы, но и текстом между строк предостерегают читателей о грозящей опасности, нависающей над планетой от неразумного вмешательства в нее человека, о нарушении природного равновесия и трагических последствиях этого, предлагают меры по спасению нашей земли. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их произведения не потеряли актуальность и в наши дни.
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас в детстве
Иван Соколов–Микитов
Книги, знакомые с детства, описывают разнообразный мир природы. Их авторы: Сергей Аксаков, Виталий Бианки, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Леонид Семаго, Иван Соколов-Микитов и многие другие.
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859)
Писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением.
Аксаков С. Т. Детские годы Багрова — внука; Воспоминания / С. Т. Аксаков. – Ленинград : Лениздат, 1984. – 448 с.
Природа – одно из главных действующих лиц повести С. Аксакова «Детские годы Багрова — внука; Воспоминания». Ее описание у автора – не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту самого С. Аксакова – любовь к природе, ее глубокое понимание. Ученый-писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Аксаков возмущался фактами расхищения, уничтожения природы, ненавидел все виды браконьерства, например охоту на тетеревов, на зайцев во время половодья.
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872 – 1930)
Путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед, Действительный член Общества изучения Амурского края, Императорского русского географического общества, Вашингтонского Национального географического общества и множества других научных организаций, офицер Русской императорской армии. Именем Арсеньева названы улицы во многих городах бывшего СССР, корабли и самолёты, а также музей, город в Приморском крае.
Арсенье В. К. В дебрях Уссурийского края / В. К. Арсеньев. – Москва : Современник, 1983. – 349 с.
В книгу вошли лучшие произведения знаменитого путешественника «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». В них рассказывается об экспедициях 1902-1906 гг. и 1907 г. В первом произведении читатель знакомится со следопытом Дерсу Узала. Дальнейшее развитие этот образ, который стал классическим, нашёл в книге «Дерсу Узала». Вот что пишет сам автор о своей книге: «Настоящий труд, предлагаемый мной читателям, есть популярный обзор путешествия, предпринятого мной в горную область Сихотэ-Алинь в 1906 году. Он заключает в себе географическое описание пройденных маршрутов и путевой дневник. В моей книге читатель найдёт картины из природы страны и её населения».
Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959)
Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя. Рассказы и сказки В. Бианки о животных и растениях учат раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Бианки В. Отчего я пишу про лес / В. Бианки. – Ленинград : Детская литература, 1984. – 111 с.
В книгу вошли лучшие рассказы писателя и биографический фотоочерк дочери – Е. В. Бианки, рисунки Е. Чарушина и В. Курдова.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 – 1912)
Известный русский прозаик и драматург, «писатель-сказочник», публицист, один из основателей русского натурализма.
Мамин-Сибиряк Д. Н. Зеленые горы : повести, рассказы, сказки / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – Москва : Молодая гвардия, 1982. – 366 с.
Перед читателем раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных своими друзьями и помощниками.
Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968)
Повести и рассказы К. Г. Паустовского, о чем бы ни были написаны, неизменно посвящены теме человека и природы, человека и Родины. «Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».
Паустовский К. Г. Повесть о лесах / К. Г. Паустовский. – Москва : Детская литература, 1988. – 512 с.
В книгу вошли повести и рассказы К. Паустовского «Кара-Бугаз», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Мещерская сторона», «Разливы рек», «Ценный груз», «Медные доски», «Золотой линь» и другие, отражающие этапы становления писателя. Зоркий наблюдатель, он видел необычное в обычном и обычное в необычном, он открывал читателям прелесть каждой травинки, березки, речушки. Написанные отточенным, чистейшим литературным языком, наполненные звуками, светом, переливами красок, эти проникновенные рассказы воспитывает любовь ко всему земному, взращивает в читателях стремление стать добрее, лучше.
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954)
Писатель, охотник и путешественник. Пришвин много колесил по стране, немало бродил то с охотничьим ружьем, то с фотоаппаратом по среднерусским лесам и полям. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное.
Пришвин М. М. Избранное / М. М. Пришвин. – Москва : Художественная литература, 1946. – 351 с.
В книгу вошли рассказы Пришвина о природе, скорее больше миниатюры природы, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса. Интересные события из жизни леса Михаил Михайлович записывал в виде небольших зарисовок. Так он делился теми чувствами, которыми с ним делилась природа.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892 – 1975)
Писатель, натуралист и путешественник. В литературу И. С. Соколов-Микитов пришел много повидавшим и пережившим, умудренным жизненным опытом человеком: закончил сельскохозяйственные курсы, а затем на пароходах торгового флота избороздил все моря и океаны.
Соколов-Микитов, И. С. На теплой земле : повести и рассказы / И. С. Соколов-Микитов. – Ленинград : Советский писатель, 1978. – 654 с.
Книга рассказывает о русской природе: о деревьях, травах, цветах, о птицах и животных, обитателях наших лесов. Книга состоит из пяти разделов: «На родной земле», «Русский лес», «Звуки земли», «Звери в лесу», «Рассказы старого охотника». Путешественник по призванию и скиталец по обстоятельствам, И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далеких краев, южных и северных морей и земель, всюду нес с собой неизгладимую память о родной Смоленщине.
В русской литературе предшествующих столетий была видна и подчёркивалась та или иная степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом. В литературе XX века уже стало видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. И если 100 лет назад А. П. Чехов был уверен, что тайгу уничтожить невозможно (он исходил из возможностей своей эпохи, когда лесам угрожал лишь огонь и топор дровосека), то произведения писателей-экологов В. Астафьева, Б. Васильева, С. Залыгина, В. Распутина и многих других, к сожалению, говорят об обратном. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001)
Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий России.
Астафьев В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – Москва : Советский писатель, 1980. – 400 с.
Новеллистический цикл «Царь-рыба» рассказывает о взаимоотношении человека и природы. Действие каждого из рассказов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерства. «Царь-рыба» – это книга-предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, размышления писателя о бездуховности современного общества. Астафьев говорит не только об экологии природы, но и об экологии души.
Борис Львович Васильев (1924 – 2013)
Писатель, Лауреат Государственной премии СССР, в 1997 году удостоен премии имени Сахарова «За гражданское мужество», награжден орденом Дружбы народов, Золотой медалью имени Довженко, лауреат премии имени Константина Симонова и премии «Ника» «За честь и достоинство», в 2004 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей / Б. Л. Васильев. – Москва : Художественная литература, 1988. – Т. 2 : Повести и рассказы. – 591 с.
В данном томе помещен роман Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой романа Егор Полушкин беспредельно любит природу, всё то, что его окружает. В поединке с циничными и жестокими браконьерами Егор Полушкин гибнет. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь её. Роман Б. Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле.
Сергей Павлович Залыгин (1913 – 2000)
Писатель, лауреат Государственной премии СССР, академик РАН. Основная тема творчества – Сибирь, которой посвящены такие произведения Залыгина, как повесть «На Иртыше», романы «Комиссия», «После бури». Кроме художественных произведений перу Залыгина принадлежат очерки по экологическим проблемам, в частности по защите сибирских рек.
Залыгин С. П. Проза. Публицистика / С. П. Залыгин. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 476 с.
Книгу составляют произведения, созданные в 1985-1990 годах. В первый раздел вошли рассказы и повесть «Незабудка». Во второй части книги – публицистические и литературно-критические статьи, эссе, посвященные актуальным проблемам литературы и охраны природных богатств: «Государство и экология», «Проект: научная обоснованность и ответственность», «Разумный союз с природой». По мнению автора, пути разрешения экологического кризиса заключаются не только в природоохранных мероприятиях, но и предполагают необходимость модернизации государства и системы общественных отношений.
Леонид Максимович Леонов (1899 – 1994)
Писатель, публицист, Герой Социалистического труда. В романе «Русский лес» повествует о «родстве русского характера с русской природой и губительности для народа ее бездумного покорения».
Леонов Л. М. Русский лес : роман / Л. М. Леонов. – Москва : Советский писатель, 1991. – 544 с.
Выражением основных идей романа и мыслей автора, его волнений и тревог, его горячей любви к России является лекция героя романа учёного Вихрова о лесе: «Лес является единственным, куда по доброте и коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществил здесь тот справедливый плановый порядок, которого она сама осуществить не может». Отношение к русскому лесу дает возможность поставить проблему, к которой писатель многократно обращался в своем творчестве,— человек и природа. Роман «Русский лес» открыл «художественную экологию».
Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015)
Писатель, лауреат многочисленных государственных премий СССР, публицист и общественный деятель. Имеет звание Героя Социалистического труда. Писателя нередко называли «певцом деревни».
Говоря о творчестве Валентина Распутина в свете экологической проблематики, сразу же вспоминается его повесть «Прощание с Матерой», которая на деле стала отправной точкой в развитии этой темы в его публицистике. После этой повести экологическая тема стала ведущей в творчестве Распутина.
Распутин В. Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар : повести / В. Г. Распутин. — Москва : Современник, 1991. — 397 с.
Боль и тревога писателя за судьбу родного края с особенной силой выразились в его повести «Прощание с Матерой», которая подводит своеобразный художественный итог размышлениям В. Г. Распутина о трагической судьбе деревни перед неизбежностью технического прогресса, осуществляемого варварскими, жестокими, антигуманными методами. Это щемящая история затоплении острова и деревни Матеры ради грандиозного строительства Братской ГЭС. Без обжитого веками острова не мыслят своего существования и старики, которым трудно смириться с уничтожением родных могил, изб, в которых они родились. Автор показал, что пережили люди, у которых отняли их землю, заставил задуматься, не слишком ли дорогой ценой достаётся научно-технический прогресс.
Писатели России своими произведениями способствуют пробуждению в человеке самых светлых чувств любви, доброты, милосердия, бережного отношения к нашей удивительной природе, развивают навыки познания окружающего мира, т.е. в целом, участвуют в формировании у человека экологической культуры. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателе чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.