ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НЕМЕЦ: ПЁТР КЛОДТ

215 лет тому назад, 5 июня 1805 года в Санкт-Петербурге родился великий русский немец Клодт Пётр Карлович.
Он происходил из старинного лифляндского баронского рода Клодтов фон Юргенсбургов, откуда позже, во 2-й половине XIX века, вышло несколько русских скульпторов и художников. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское.
После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Иван Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха.
Со времен детства и военной службы, питая особенную любовь к лошадям, Клодт тщательно изучал каждый мускул этих животных, зарисовывал их в разных ракурсах. При любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым “заразил” его отец. Благодаря этому его изображения коней отличались и реалистичностью, и изяществом. Он начал получать много государственных заказов на монументальную скульптуру — ведь в искусстве классицизма это благородное животное было популярным. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами.
Давайте вспомним некоторые творения знаменитого скульптора.
В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским Пётр Клодт получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот). Вся шестерка коней была изваяна и отлита всего за год. 26 сентября 1833 года архитектор В.П. Стасов доложил о “совершенном окончании” Нарвских ворот, торжественное открытие которых состоялось 18 августа 1834 года. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы.
Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени.
Самое известное творение мастера – это, конечно, скульптуры «Укротителей коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Оказывается, знаменитые «Укротители» сначала должны были располагаться на пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Но скульптор передумал, решив, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Николай I предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал “король обеих Сицилий” Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.
Жизнь знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 году стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Этот памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.
Последней работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I, что стоит на Исаакиевской площади. Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной.
Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II. Скульптура примечательна не только с художественной, но и с технической точки зрения: статуя имеет только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки, что не может не приковывать внимание и не вызывать восхищённый возглас. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. серебром). После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.
В 1838 году Клодт получил назначение на должность профессора скульптуры, в том же году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств. На этом посту Клодту удалось добиться повышения качества художественного литья в России. Благодаря Петру Карловичу российская анималистическая скульптура вышла на новый уровень.
Умер Клодт 20 ноября 1867 года в 62 года от удара на своей финской даче в кругу семьи. Смерть застигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки. Его сын барон Михаил Петрович Клодт (1835—1914) стал живописцем, академиком Императорской Академии. Художественная династия прослеживалась и во 2-й половине ХХ века.

Добавить комментарий