Сокровища вечности

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев (International Museum Day). И, конечно, те из нас, кто с нетерпением ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами Эрмитажа или Лувра, также причастны к сегодняшнему празднику.

Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

Каждый год, начиная с 1992 года, праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности.

Тема Международного дня музеев 2020 года: «Музей как пространство равных возможностей: разнообразие и инклюзия».

Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится во многих городах мира, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая.

Вы замечали, что предмет с какой-то историей в разы ценнее предмета без истории? Например, есть просто чай, а есть чай, собранный незамужними девушками. Или вот обычное белое платье, каких много в любом женском магазине. Но его продают за 4,6 млн долларов. Плиссированная юбка именно этого платья взметается вверх на Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года». Пойдем дальше: картина Рембрандта «Даная». В 1985 году один душевнобольной облил картину кислотой. Ее реставрировали более 20 лет. И теперь на нее можно смотреть только сквозь толстый слой защитного стекла. Когда у предмета появляется история, которая тянется за ним, как шлейф, отношение к нему становится более трепетным и внимательным.

Сегодня мы предлагает узнать еще 11 увлекательных историй о музеях и их экспонатах.

1. Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, Москва

 

Меценат Юрий Нечаев-Мальцов вложил в строительство музея 2 млн из 2,6 млн рублей имеющегося состояния. Изначально меценат планировал делать колонны музея из особого морозостойкого белого мрамора, который добывали на Урале. Но потом оказалось, что из него невозможно сделать колонны 10-метровой длины. Их решили заказать в Норвегии. Колонны музея плыли сначала по морю на пароходе, а потом баржами в Москву.
Еще один интересный факт касается экспонатов. Графические произведения, выставленные в музее, демонстрируются не больше 3 месяцев. Освещение этих экспонатов не должно превышать 50 люкс. После выставки работы отдыхают в хранилище от 6 месяцев до 1 года.

 

В сокровищнице Эрмитажа хранится почти 3 млн экспонатов: живопись, скульптуры, графика, предметы повседневной жизни императоров, в том числе столовые сервизы. По одной из легенд, секретарь обкома выдавал замуж свою дочь и решил взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. В свое время его специально заказала императрица Екатерина II на фарфоровом заводе английского купца Франца Гарднера. Оружейник, узнав об этих планах, решил защитить своими силами наследие императрицы. Когда поздней ночью из Смольного прибыли за сервизом, их встретил вооруженный рыцарь в стальных доспехах, который угрожающе размахивал громадным мечом.

Но потом случилась досадная оплошность. Одна из служебных овчарок, которая в те времена охраняла музей, вцепилась в часть тела оружейника, не защищенную доспехами. «Призрак музея» взвыл человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза с треском провалилась.

3. Русский музей, Санкт-Петербург

 

По одной из версий, цвет музея совпадает с цветом перчаток фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). Когда строительство Михайловского замка заканчивалось, на одном из дворцовых балов Анна Лопухина обронила перчатку. Павел I, старясь быть любезным и галантным, первым поднял ее и собирался вернуть владелице. Но обратил внимание на ее необычный желто-оранжевый цвет. Немного подумав, император сразу же отправил ее архитектору Бренна как образец цвета будущего замка.
Интересно, вернул ли в итоге император перчатку или оставил ее у архитектора?

4. Государственная художественная галерея, Пермь

 

Формирование коллекции шло как традиционным путем (передача из столичных музеев, поиск экспонатов экспедициями и выкуп их у населения), так и необычными способами. В 1926 году некий рабочий паровозоремонтного завода, имя которого утрачено, отыскал в кладовых Госбанка (интересно, что он там делал?) и принес в галерею «Южный пейзаж» (1866) петербургского академика-мариниста Льва Лагорио.

А картину «Лесной пожар» (1897) известного живописца Алексея Денисова-Уральского в 1934-м передала в музей проезжавшая через Пермь группа красноармейцев. Они сказали, что картина хранилась в штабе их части всю Гражданскую войну вместо иконы.

5. Государственная картинная галерея
им. П. М. Догадина, Астрахань

 

Как-то известный поэт-футурист Велимир Хлебников, гостивший у родителей в Астрахани, в газете «Красный воин» высказал свою мечту увидеть в галерее произведения русского авангарда. Слова поэта оказались пророческими, и галерея музея пополнилась произведениями Кандинского, Малевича, Шагала и многих других. Сегодня коллекция русского авангарда Астраханской картинной галереи — одна из самых известных среди российских музеев.

6. Художественный музей, Ярославль

 

Несколько лет назад в одном из залов экспозиции музея стояло французское золоченое кресло XVIII века с изображением цветов. Ежедневно смотритель взбивал мягкую подушку кресла. Казалось бы, зачем? Ведь в кресле никто уже давно не сидел. Однако по утрам эта подушка всегда оказывалась примятой.

Любовь сидеть в кресле приписали Екатерине II, портрет которой висел в этом же зале недалеко от кресла. С тех пор смотрители, входя утром в зал экспозиции с портретами XVIII века, где сосредоточено наибольшее количество изображений императорской знати, обязательно говорят: «С добрым утром, дамы и господа!»

Хотя французское кресло давно не выставляется в этом зале, привычка здороваться с августейшими особами осталась.

7. Галерея современного искусства, Иркутск

 

В отличие от других музеев эта галерея частная и принадлежит Виктору Бронштейну. В ней проводятся выставки известного бурятского художника Зорикто Доржиева, который создавал костюмы для фильмов «Монгол» Сергея Бодрова, «Дети Солнца» Гарика Сукачева и «Небесные жены луговых мари». «Я хочу создавать что-то родное и нетронутое…» — так характеризует свой принцип художник. Глядя на его картины, можно сказать, что это у него прекрасно получается.

8. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

 

В экспозиции музея представлен «Натюрморт» Ф. Борзенкова (1858 г., холст, масло). Любуясь этой работой, трудно поверить, что 10 лет ее спасали умелые руки реставраторов. Она поступила в галерею с 24 порывами на холсте. Была проделана огромная работа по реставрации: заделаны прорывы, авторский холст сдублирован на новый, восстановлены утраченные участки живописного слоя. И в награду реставраторам открылась авторская подпись и год создания произведения.

9. Государственный художественный музей, Новосибирск

 

10. Музей изобразительных искусств, Казань

 

Сейчас музей расположен в самом сердце города, исторической части Казани в бывшей резиденции генерала Сандецкого. В начале ХХ века город был застроен таким образом, что особняк находился почти на его окраине. И поэтому после революции здесь разместили тубдиспансер, санитарный музей и малярийный пункт. И только в 1967 году особняк генерала Сандецкого был передан Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан.

11. Художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск

 

— Может, и это… возьмете?

— Возьмем, — с готовностью ответил я, поднимая с пола картину».

Это был Малевич, «Дама у рояля» — одна из жемчужин сегодняшней коллекции Красноярского художественного музея.

«Красота спасет мир», — говорил известный классик. И это действительно так, ведь интерес к живописи, скульптурам, графике растет каждый день. Люди стремятся к красоте и тому, чтобы окружать себя прекрасным.  Приходите всей семьей и узнайте много других увлекательных историй о музеях и их экспонатах.

 

 

Добавить комментарий