Александр Шаров – волшебник, который приходит к нам.

Даже сейчас в век компьютерных технологий родители покупают малышам книги, читают им сказки и стихи. Ничто не сможет заменить красочные картинки и интересные истории. Некоторые из них производят неизгладимое впечатление на детский разум и запоминаются, некоторые забываются. К первым можно отнести произведения, которые писал Шаров Александр. Яркие, талантливые и, самое главное, честные сказки. Они показывают многие черты, которые присутствуют в нашем мире, плохие и хорошие. Тем же отличаются его произведения для подростков и для взрослых.

По отзывам тех, кто знал Александра Израилевича Шарова, его жизнь была достаточно трудной. Однако он не растерял своей любви к людям, а также желания для них писать, показывать жизнь такой, какова она на самом деле. Все, что было заложено в него в детские годы, принесло плоды в более зрелом возрасте. По словам сына Владимира, Александр до самого конца оставался ребенком. В том смысле, что все происходящее вокруг он воспринимал очень ярко.

Настоящее имя Александра – Шер Израилевич Нюренберг. Родился он на Украине в городе Киеве. Случилось это событие двадцать пятого апреля 1909 года. Его семья считалась профессиональными революционерами. Родители будущего писателя погибли: мать была расстреляна в 1937, а отец умер в заключении в 1949 году. Свое обучение Шаров Александр начал в Московской опытно-экспериментальной школе-коммуне им. Лепешинского. Затем поступил в МГУ и окончил факультет биологии в 1932 году, получив специальность генетика. Работал по специальности недолго, бороться с чумой, тифом, от которых на его глазах вымирали целые кварталы и деревни – представлялось ему наиглавнейшим и наиважнейшим делом. Служение человечеству – это слишком громкие слова. Он не любил громких слов. Он любил тихие, но мудрые, иногда очень горькие сказки. И Шера Нюренберг превратился в писателя Александра Шарова в 1937 году. Именно такой псевдоним взял Шер Израилевич и именно им стал подписывать свои книги. С 1947 года Шаров работает в журнале “Огонек”. Там он проработал до 1949 года. С 1954 года начинает публиковаться в журнале “Новый мир” в разделе “Дневник писателя”. Во время Второй Мировой сам попросился на фронт добровольцем. В этот период он повидал много чего, дослужился до звания майора. Получил несколько медалей, а также орден Боевого Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени. Умер Александр Шаров в 1984 году в Москве.

Семейная жизнь Александра Шаров Александр Израилевич был дважды женат. Первой его женой была Наталья Всеволодовна Лойко. Она также писала и работала архитектором. Второй раз она вышла замуж за писателя А.А. Бека. От этого брака у Шарова появилась дочь, которую назвали Ниной. Второй раз Александр женился на Анне Михайловне Ливановой. Она родила писателю сына Владимира, который тоже стал писателем. Именно от него читатель узнает некоторые подробности личной жизни детского писателя и автора фантастических книг Шарова.

Самые известные произведения для детей писать автор начал, как было сказано выше, еще в далеком 1928 году. Однако это, конечно, были статьи для журналов и газет, где он работал в то время. Первые произведения, которые писал Шаров, были научно-популярными, также писал прозу о том, как работают ученые. Лишь в 50-х годах прошлого века наглядно просматривается его новое увлечение – литература для детей. Перечислим наиболее популярные произведения, написанные им для подрастающего поколения.

“Человек-Горошина и Простак”. Очень сказочное, волшебное и мудрое произведение, в котором рассказывается о мальчике, потерявшем свою маму. Она оставила ему в наследство некоторые вещи и наказала никому не отдавать. И мальчик пустился в путь. Во время путешествия с ним происходят многие события, но самое главное – это встреча с учителем Человеком-Горошиной, спасение Принцессы и сказочного города. Было много испытаний, но мальчик справился.

“Волшебники приходят к людям”. Довольно интересное произведение, которое сказкой назвать трудно, но все же оно для детей. Произведение включает в себя истории об известных сказочниках, о том, как они создавали свои сказки, а также об их жизни. В книгу вошли сюжеты про следующих авторов: С.Т. Асаков, А. Погорельский, П.П. Ершов, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, Антуан де Сент-Экзюпери, Януш Корчак и многие другие.

“Кукушонок – принц с нашего двора”. Эта повесть была издана в 1970 году. В ней рассказывается об удивительных приключениях, которые начались после того, как Сашка повстречал во дворе старичка с цветами на голове вместо волос.

“Приключения Еженьки и других нарисованных человечков”. История о двух братьях – злом и добром художниках. И о волшебных карандашах, с помощью которых можно нарисовать что угодно. И о синеглазой рыжей девочке Еженьке.

“Володя и дядя Алеша”. Интересный рассказ о дружбе мальчика Володи и дяди Алеши. У последнего не ладится с соседкой Володи, хотя она и очень ему нравится. Но Алеша умеет рассказывать очень интересные истории. Так и подружились.

“Малыш Стрела – победитель океанов”. Небольшой поучительный рассказ о том, как уверенность в победе помогает ее одержать.

“Сказка о трех зеркалах”. Произведения для взрослых Конечно, Шаров Александр писал и для взрослых. Эти произведения были созданы в стиле фантастики. Они отличаются ироническим слогом с довольно большой примесью сатиры. Перечислим известные произведения:

“После перезаписи”; “Остров Пирроу”; “Иллюзония или Королевство кочек”; “Загадка рукописи 700”. А еще есть  произведения, которые не столь знамениты, но также важны как для подрастающего поколения, так и для взрослых, ведь Александр Шаров книги писал для всех.

Итак: “Девочка, которая ждет”; “Мальчик Одуванчик и три ключика”; “На замерзшей планете”; “Давние годы”; “В развалинах”; “В мороз”; “Некоторые удивительные события из жизни Бориса Пузырькова”. Особенность произведений Шарова втом, что в своих произведениях автор поднимает множество неудобных вопросов. Его произведения очень честные, выстраданные, человечные. Их содержание сильное и значительное, в некоторых случаях тяжелое. Следует заметить, что Шаров никогда не писал “сладкие” сказки, которые всегда и непременно содержат хороший конец, где нет ничего страшного. Нет, это были не ужастики, но его произведения для детей раскрывают мир человеческих поступков и эмоций, которых нет в других подобных произведениях. Именно в этом заключается их честность. Особую атмосферу произведений автора подчеркивали картинки иллюстратора Ники Гольца, который сотрудничал с Шаровым. В заключение хочется отметить, что сегодня довольно большое количество писателей советского времени просто забыты. И это были действительно хорошие писатели, произведения которых затрагивали души детей и взрослых. Остается надеяться, что когда-нибудь писателя Александра Шарова узнает нынешнее поколение, выросшее на книгах о Гарри Поттере. Давайте мы: библиотекари, родителя, учителя, поможем в этом нашим детям!

«И я до сих пор не знаю как его имя,

Владислав Крапивин или Александр Шаров,

Но всех людей он считал своими

Детьми

И сочинял для них сказки.

Он сочинял для нас сказки, он нам дарил

Любовь…

Донн, доннн, донн!

Донн, донн, донн!»

Так звенел колокольчик его души, и даст Бог, так прозвенит и твой…

Не надо плакать, милые!

У сказки – всегда хороший конец.

Всем, кто захочет больше узнать о писателе Александре Шарове советуем обратиться к следующим публикациям:

Разгон Л. Сказочник о сказках : [предисловие] / Л. Разгон // Шаров А. Волшебники приходят к людям / А. Шаров. — М. : Детская литература, 1979. — С. 5—11.

Спивак П. Восхождение вглубь / П. Спивак // Шаров А. Окоём / А. Шаров. — М. : Советский писатель, 1990. — С. 431—445.

Спивак П. Сказочник в несказочном мире : напоминание о писателе Александре Шарове : [к 100-летию со дня рождения] / П. Спивак // Книжное обозрение. — 2009. — № 20-21. — С. 16.

Фомин Д. Её счастливые победы : [о творчестве Ники Гольц] / Д. Фомин // Художник и писатель в детской книге. — 2010. — № 1. — С. 11—16.

Чичибабин Б. Слово о любимом писателе / Б. Чичибабин // Шаров А. Окоём / А. Шаров. — М. : Советский писатель, 1990. — С. 426—430.

Шаров В. «Когда Шера в форме». Истории моего отца / В. Шаров // Знамя. — 2009. — № 10. — С. 114—122.

 

Добавить комментарий