“Писатель, которого не было”.

Директор Пробирной Палатки и поэт, драматург, философ Козьма Прутков – гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной реально существовавший писатель. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы.

Козьму Петровича Пруткова – его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья – Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы – Александр и Лев, а также поэт Петр Павлович Ершов (1815-1869). Лев Жемчужников вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио придумали живописный образ Пруткова, создав его портрет.

Стихотворение Козьмы Пруткова «Мой портрет», представляет наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

Мой портрет

Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, –
Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди – змея!

Летом 1851 года братья Жемчужниковы и Алексей Толстой жили в Павловке (ныне Долгоруковский район), в имении, где все они любили проводить время, шутить и насмешничать. Находилось оно километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда. Любимым занятием Алексея Толстого было эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для домашнего театра, Владимир выказывал способности пародиста-имитатора, Александр слыл неистощимым изобретателем головокружительных и рискованных проделок, острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни. Так в Павловке и появилось первое прутковское творение – басня «Незабудки и запятки», которую придумал Александр Жемчужников для «шутки». Тем же летом он при содействии брата Алексея написал ещё два подобных произведения: «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки». А Алексей тогда же добавил к ним ещё парочку: одно написанное самостоятельно, другое – с братом Александром.

В письме к А. Н. Пыпину Владимир Жемчужников писал: «Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова». Там же: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно». В. М. Жемчужников, служа в 1854-1855 годах в Тобольске, познакомился там с известным сочинителем сказки «Конек-Горбунок» Петром Павловичем Ершовым и привлек его к участию в создании очень смешной оперетты «Черепослов, сиречь Френолог». П. П. Ершов передал ему несколько своих куплетов, написанных в 1837 году, с просьбой куда-нибудь их поместить, что и было сделано, они были помещены во вторую картину оперетты. Впоследствии произведение это представлено было публике под авторством Петра Федотыча Пруткова, отца Козьмы. Так явился на свет в своем роде единственный во всей русской литературе поэт-чиновник, имеющий свою родословную и обремененный многочисленной родней.

В 1852 году возникающий автор стал называться Кузьмой (по имени жемчужниковского камердинера) Прутковым (Козьмою он стал лишь в 1876 – об этом позаботился проказливый брат Александр). В это же время Кузьма Петрович получил невысокий, но вполне солидный чин «по министерству финансов», сделавшись директором Пробирной Палатки (таковая действительно имелась, хотя и в другом ведомстве) и обрел две главнейшие черты: полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие («усердие все превозмогает», – гласил один из его афоризмов).

Для читающей публики имя Козьмы Пруткова появилось впервые в 1854 году в «Литературном ералаше» – юмористическом приложении к «Современнику», где были опубликованы «Досуги Козьмы Пруткова». Это было целое собрание, включающее не менее половины всего творческого наследия Пруткова. После «Досугов» Козьма Прутков надолго умолк. Лишь через пять лет в «Современнике» появилось небольшое дополнение к «Досугам» под названием «Пух и перья. К Досугам Козьмы Пруткова». В том же 1860 году в четырех номерах сатирического журнала «Искра» печатались «Мысли и афоризмы» и анекдоты «Из записок моего деда», которые тоже представляют собой добавление к «Досугам». Заключительная публикация Козьмы Пруткова появились в 1863 году в последнем, девятом номере «Свистка».

До 1917 года сочинения Пруткова выдержали 12 изданий. В советское время издания «Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова» выходили много раз, дополнялись новыми материалами.

Афоризмы Козьмы Пруткова

Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

Не растравляй раны ближнего, страждущему предлагай бальзам… Копая другому яму, сам в нее попадешь.

Не все стриги, что растет.

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.

Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.

Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

Жизнь – альбом. Человек – карандаш. Дела – ландшафт. Время – гумиэластик: и отскакивает, и стирает.

Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.

Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.

Если ты голоден и наг

Будь тебе утехой учебный шаг.

На чужие ноги лосины не натягивай.

Всегда держись начеку!

Чем скорее проедешь, чем скорее приедешь.

Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.

Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.

Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слез.

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – отвечай месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц – ночью. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо – увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

Усердный в службе не должен бояться своего незнания, ибо каждое новое дело он прочтет.

Что имеем – не храним; потерявши – плачем.

Усердие все превозмогает!

Влюбленный в одну особу страстно – терпит другую только по расчету.

Что есть лучшего? – Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.

Подавая сигналы в рог,

Будь всегда справедлив, но строг.

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

Глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

Почти всякое морщинистое лицо смело уподоблю груше, вынутой из компота.

Вещи бывают великими и малыми не только по воле судьбы и обстоятельства, но также по понятиям каждого.

Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.

Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

Добавить комментарий