Журнальная страна

Литературно-художественные журналы – особая часть российской культуры. Сегодня это практически единственные издания, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста. Именно в «толстушках» можно познакомиться с повестями и романами, которые становятся впоследствии лауреатами литературных премий.

В этой рубрике мы будем делать обзор литературно-художественных журналов, которые выписывает наша библиотека.

В сегодняшнем обзоре журнальных публикаций предлагаем вам познакомиться с литературными новинками из журнала «Звезда».

В первом за 2025 год вы можете прочитать:

Кушнер А. Стихи / Александр Кушнер // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 3–6.

Александр Семёнович Кушнер (родился 14 сентября 1936 в Ленинграде) — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах. Лауреат многочисленных литературных премий, среди них:
 Государственная премия Российской Федерации (1995)
 Премия «Северная Пальмира» (1995)
 Премия «Поэт» (2005)
 Китайская литературная премия «Золотая тибетская антилопа» (2015).

* * *

Нынче девушки ходят в брюках,
Да еще и нарочно рваных.
Но любовь пребывает в муках
Тех же самых счастливых, странных.
Мода может меняться, может
Дикой стать, вообще безумной,
А в уме и сердцах всё то же,
Те же слезы и те же струны.
Не надеть ли мужчинам платье,
Не носить ли мужчинам юбки?
Но изменятся ли объятья,
Мысли, горести и поступки?
Мне не нравится эта мода.
Лишь представь, что сказал бы Пушкин.
Но пребудет всё то же что-то,
А не только постель, подушки.

Нежный А. История Далиса : повесть / Александр Нежный // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 7–57.

История жизни Далиса в современной России в городе Старое Всполье. «Да здравствуют Ленин и Сталин, а коротко — Далис — вот каким сжатым в одно слово именем нарекла своего первенца Елена Алексеевна, мечтая о его верности святым идеалам и его служению им на высоких государственных постах».

Заборцева В. Пинега : повесть / Варвара Заборцева // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 63–94.

«Держу фотографию. Папа и я, за нами река.
В тот день мы пешком ее перешли, чтобы я увидела деревню, откуда наша фамилия.
На снимке вода уже позади. Папа и я на высоком берегу. Середина июля. Высокая зеленая трава. Река синяя. Небо голубое и легкие облака. Папа в бело-синей клетчатой рубашке, я в зеленой. Оба загорелые, темноволосые. Правда, папа чуть-чуть седой. В нашем роду ранняя седина. Мне двадцать четыре, а уже выдернула два белых волоса. На фотографии этого не видно. Есть папа, который сидит за деревянным, вросшим в землю столом, сложив руки в замок. Я стою за его спиной, обеими руками показываю вперед. Мы смотрим в сторону солнца. Свет прямо в лицо. Оба щуримся. Папа немного сердито, задумчиво и растерянно. Я с любопытством что-то, наверное, говорю. Мы смотрим в сторону, где стоял дом папиной бабушки. Перед нами рассыпаются заборы, падают повети, трескаются окна, зарастает и опадает смородина. Это уже за пределами фотографии, но я помню». Река. Любовь. Семья. Боль потери любимых близких.

Синакевич-Яфа О. Синяя плюшевая тетрадь / Ольга Синакевич-Яфа ; публикация, вступительная заметка и примечания Инны Барыкиной // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 173–188 ; № 2. — С. 162–204.

Биография Ольги Викторовны Синакевич-Яфа (1876—1964) наполнена многими событиями, счастливыми и трагическими, в которых, как в зеркале, отразились противоречивые явления нашей истории первой половины прошлого века. Но трагические повороты судьбы не сломили Ольгу Викторовну, не разрушили эту цельную натуру, не притупили свойственного ей несколько восторженного восприятия жизни. Чувством восторга перед красотой мира и интересом к окружающим людям пронизаны ее записки — дневники и воспоминания, которые она вела с юности. Сорок четыре тетради записок О. В. Синакевич под общим названием «Жили-были» в настоящее время хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). В. Р. Лейкина-Свирская справедливо назвала эти мемуары «интереснейшей культурно-биографической хроникой первой половины нашего столетия»(XX века).

Яржембовский С. Что есть истина? / Станислав Яржембовский // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 235–242.

«В ответ на слова Иисуса «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» Пилат иронично заметил: «…что есть истина?» Вопрос повис в воздухе, потому что подсудимый и судья разговаривали на разных понятийных языках: Иисус подразумевал под истиной пребывание в Царстве Небесном, Пилат же мыслил проще, для него истиной была логическая безупречность высказывания — безразлично о чем. Для Пилата истина была элементом языковой игры,» – так начинает свои размышления популяризатор науки Станислав Яржембовский.

Невзглядова Е. Знакомые мотивы в творчестве Куприна / Елена Невзглядова // Звезда. — 2025. — № 1. — С. 243–248.

Автор статьи отмечает: «Куприн боготворил Толстого. Он назвал его «нашим оправданием», нашей «истинной гордостью», «величайшим из мастеров прихотливого, непокорного, великолепного русского слова». Интересно, что кроме толстовских, в купринской прозе есть и чеховские мотивы. С  Чеховым Куприн был хорошо знаком и писал о нем как о человеке «несравненного душевного изящества и красоты». Этими словами можно определить и стиль Чехова (в отличие от стиля Толстого). Чехов следил за каждым словосочетанием, за музыкальностью фразы, создавая единую музыкальную интонацию повествования».

Добавить комментарий