АРТ-детективы

Добро пожаловать, сыщик-читатель!

И сыщиком Вы будете не простым, а сыщиком в мире искусства

В любой картине заключена тайна – пора её раскрыть! Вооружайся лупой и возьмись вместе с нами за ещё одно детективное арт-дело!

Здесь мы будем разгадывать загадки культовых шедевров, знакомиться с малоизвестными художниками.

19 января — 160 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова, русского живописца, графика

Начнем!

Дело №1 «Терпение и ещё раз терпение»

Как только художник Валентин Серов предложил юной непоседе с взъерошенными волосами стать его моделью для новой картины, девочка поняла — не видать ей летних каникул.

Художник, как известно, отличался неторопливостью. Не изменил своему принципу работы он и в этот раз.

Юная Вера Мамонтова была дочерью близкого друга Серова – мецената, крупного промышленника и владельца Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова. Из большой любви к искусству он даже оснастил своё имение домашним театром и художественными мастерскими.

Верушка, как её ласково называли близкие, с августа 1887 года каждый день терпеливо позировала живописцу, неподвижно сидя за обеденным столом на антикварном стуле из красного дерева. За терпение художник пообещал девочке совместную прогулку на лошадях. Стоит сказать, что девочка позировала в разное время и другим участникам Абрамцевского кружка.
«Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да ещё поменьше шевелись» — вспоминал её брат Всеволод.
На стол перед девочкой художник положил персики – они росли прямо в имении, в оранжерее мецената. Тщательно продумывал Серов и другие детали.

Видите на заднем плане фаянсовое блюдо? Белое с синим кобальтовым узором? Оно, вероятно, расписано художницей Еленой Поленовой и словно бы намекает нам на гостеприимность творческой семьи и указывает на увлечение Абрамцевского кружка прикладным искусством.

Немногие обращали внимание и на щелкунчика, изображённого прямо за спиной Веры. Деревянного гренадёра приобрёл сам художник на ярмарке в Сергиевом посаде. Сам же его и раскрасил.

Дни в Абрамцево сменялись неделями, персики жухли, взгляд ребёнка утратил живость, а работа всё шла.

Мастер счищал краску и наносил её заново, неспешно наносил мазок за мазком и то и дело извинялся перед дочерью богатого мецената: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров».
Наконец, в сентябре он закончил работу. К тому моменту на столе появились жёлтые кленовые листья. Вряд ли 22-летний художник знал, что «Девочка с персиками» (1877) подарит ему мировую известность. Тогда он был польщён уже тем, что работа на долгие годы стала главным украшением имения Саввы Мамонтова.
К несчастью, Вера Мамонтова скончалась всего в 32 года, сгорела за несколько дней от скоротечного воспаления лёгких. У неё осталось трое детей. Муж Веры Александр Самарин так и не женился вновь, в память о супруге он построил Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево.
Увидев эту картину, современники художника назвали Серова тонким психологом и мастером лирического настроения. А что скажете вы? Как бы описали характер и настрой Веры, глядя на портрет?

Добавить комментарий