Очарование героинь Лидии Чарской

К празднику Восьмого Марта на детском абонементе начала работу книжная выставка “Очарование героинь Лидии Чарской”, которая посвящена очаровательным героиням писательницы, имя которой некогда знали дети всей читающей России.
Этот псевдоним «Лидия Чарская» Лидия Алексеевна Воронова в возрасте 23-х лет взяла себе, как актриса. Да-да, с 1898 года она стала актрисой не какого-нибудь, а прославленного Императорского (ныне Александринского) театра. Правда, у неё не было главных ролей, а в основном роли второстепенные и комические, но всё-таки она получила это место при огромном количестве претендентов! Вот какая это была личность!
Сегодня мы снова можем читать её книги. И мы бы очень хотели, чтобы их прочитало как можно больше детей и взрослых тоже. Потому что, товарищи взрослые, когда мы были детьми, Лидия Чарская по инерции оставалась «запрещенной», как «автор с чуждыми философскими и историческими взглядами».

Издавалась только её «Смелая жизнь», посвященная легендарной Надежде Дуровой, воевавшей в облике гусара с французами в Отечественной войне 1812-го года. А остальные книги не печатались. И очень жаль. Ведь мы с вами даже не поняли бы этого, а решили бы, что, естественно, люди просто верили в Бога, как все тогда. Но зато сколько бы мы все получили удовольствия !!
Виктор Шкловский писал о ней: «…Без таланта нельзя овладеть интересами целых поколений». Вера Панова говорит о даре смелого воображения, об умении заставить читателя с интересом дочитать книгу до последней строки. Борис Васильев писал, что больше всего он благодарен ей за те незабываемые уроки любви к родной истории, которые он получал из её исторических повестей: «Грозная дружина», «Дикарь», «Княжна Джаваха».

А как открыто выразил свои чувства и мнение Леонид Пантелеев!- «Сладкое упоение, с которым я перечитывал её книги, отголосок этого упоения до сих пор живёт во мне – где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны….Любил, люблю, благодарен ей за всё, что она мне дала как человеку и, следовательно, как писателю тоже».
Чаще всего, на 90 %, её героини – девочки и девушки. Это видно даже из самих названий – «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Белые пелеринки», «Записки маленькой гимназистки», «Лизочкино счастье» «Сибирочка», «Лесовичка» и так далее. Книг про мальчиков, главных героев, совсем немного. Но читать её, как и в те далекие времена, можно всем – и девочкам, и мальчикам. В том-то и дело, что она была любима всеми. И, значит, она воспитывала у мальчиков, как и у девочек, чувство «идеала». И каков же он был, этот идеал?
Разобраться сегодня в этом феномене под названием «Лидия Чарская» непросто. В основе её книг лежало несколько излюбленных сюжетов. Один из них – история полного опасности странствия героини. Там может быть побег из дома, необходимость прийти на помощь попавшему в беду другу, истории с похищениями, даже угроза неминуемой гибели и неожиданное спасение. Дух захватывает у читателя от этих картин.
Есть другая история, когда в силу стечения каких-либо обстоятельств, герой повести остаётся один: потерялся, попал в чужие руки, украден, похищен…
Но главная тема в прозе Чарской – жизнь девушек в закрытом учебном заведении. Эту жизнь Чарская знала лучше всего. Описывая многократно жизнь девушек в институтских стенах, она отнюдь не пользуется розовой краской. Книги дают глубокое представление о том, как скуден был круг впечатлений воспитанниц. Более чем скромная еда, грубая одежда, сорок девочек в одном дортуаре, и только счастливиц навещали и баловали гостинцами. Можно почувствовать, почему с такой отчаянной жаждой одна душа здесь стремилась прилепиться к другой душе, найти опору, друга. Чарская умела сплести в один клубок разные драматические события, провести героев через испытания мук и угрызений совести. Причём Чарская – мастер не только закручивать пружину, но и отпускать её… Очень важно (и тем более удивительно, что как раз это не использовала новая власть), что для героинь и героев Чарской не существует никаких сословных и национальных предрассудков: ценятся талант, красота, душевное благородство. Та самая красота, которая по Достоевскому. А не какая-то иная, как тут не вспомнить годы Перестройки и слова великого классика как лозунг конкурсов красоты. Вот именно книги Лидии Чарской и помогают юным понять , что такое настоящая красота.
В её книгах дети и взрослые не только горячо любят друг друга, но и говорят об этом пылкими словами, выражают это безоглядно. Они не скупятся на нежные имена, ласковые слова, поцелуи и объятия. В повестях Чарской плачут и рыдают, бросаются на шею, проливают слёзы счастья…
Так ли уж часто в наших книгах звучат подобные слова и существуют подобные отношения? И насколько хорошо нам живётся без этого?…
Ждём вас, дорогие читатели. Ждём в мир по-настоящему очаровательных героинь. Есть ещё один важный момент – несмотря на высокую оценку, писательница всегда была очень скромной и не считала себя большой фигурой в литературе. Самым важным для неё было «вызвать добрые чувства в юных читателях, будить любовь к добру и правде». А мы сегодня – не нуждаемся ли , как в воздухе в этом же самом!?

Добавить комментарий