Неподражаемый

В феврале нынешнего года на детском абонементе отмечается юбилей только лишь одного писателя, но зато какого!

7 февраля исполнилось 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса.  

Чарльз Диккенс  –  писатель, которого в России, а потом и в Советском Союзе очень любили.  Ф.М.Достоевский писал: «…Мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и англичане, может быть, со всеми оттенками…». Сам  Достоевский любил Диккенса с молодости и до конца жизни, читал его своим детям, а роман «Преступление и наказание» был написан им под впечатлением от «Лавки древностей». Многие персонажи Федора Михайловича напоминают диккенсовских героев.

Книги Диккенса глубоко интересовали и волновали крупнейших русских писателей: Гон­чарова, Салтыкова-Щедрина, Короленко и Гаршина, Куп­рина и Горького.

О романе «Домби и сын» В. Г. Белинский писал: «Это чу­до… Это что-то до того превосходное, что боюсь говорить — у меня голова не на месте от этого романа»

Н.Г. Черны­шевский назвал Диккенса «защитником низших классов против высших», «карателем лжи и лицемерия».

Переводчик Иринарх Введенский  в 1849 г., обраща­ясь к Диккенсу, писал: «…имя Ваше пользуется в России громкою известностию, и Вас читают с большим усердием от берегов Невы до самых отдаленных пределов Сибири».

Л. Н. Толстой называл Диккенса своим любимым писателем и ставил его романы в первый ряд ми­ровой литературы. Особенно высоко ценил Толстой роман «Дэвид Коп­перфилд».

Чарльз Диккенс был назван Неподражаемым одним из современников. Он таким и был. Богатейшее воображение сочеталось у него с мощным даром реализма. А в основе всего лежала редкостная память. И связана была его гениальная наблюдательность  с его неумением оставаться равнодушным.

Диккенс чувствует потребность воздать хвалу тому, что прекрасно и благородно.

Чистые сердцем дети, девушки и юноши, чудаки, добродушные простаки и те, кого в холодном мире денег и корысти считают «безумцами», – любимые создания Чарльза Диккенса. В нем самом было много от его героев. Неизгладимые впечатления детства: унижение, нужда, непосильный труд с 10-летнего возраста – отсюда горячая любовь Диккенса к обиженным и бедным, понимание их страданий. При этом он был настолько жизнерадостным, творчески одаренным и амбициозным, что довольно быстро стал знаменитым и состоятельным человеком. При этом никогда не забывал о тех, кто страдает, кто болен, беззащитен. Самыми страшными врагами людей он считал невежество и нищету и, как мог, боролся за права детей на детство, образование, защиту. Детство всегда интересовало Диккенса как психологическая проблема. Одним из первых реалистов он раскрыл читателю мир детской души, психологию подростка.

Поразительно, на первый взгляд, то, что  при этом Диккенс ещё приобрёл славу великого юмориста. Контрастное сближение смешного и страшного – любимый приём Диккенса.

Это его мастерство восхищало Льва Толстого. Высшим наслаждением считал он в свободные минуты чте­ние «Пиквикского клуба».

«Посмертные записки Пиквикского клуба» – шедевр английского юмора. Да, автор вышучивает своего героя, который то и дело попадает в неловкое положение из-за своего незнания жизни. Но постепенно рядом с этим потоком комедии появляется вторая смысловая линия: мистер Пиквик завоевывает нашу привязанность  своей решимостью идти против несправедливости, романтическим складом души и полным нежеланием подчиняться властям. Ф.М Достоевский заметил, что Пиквик очень похож на Дон Кихота.

На рисунке английского художника Льюка Филдса «Опустевшее кресло» изображен письменный стол,  на его покатой поверхности — перо и листы бумаги.

Слегка отодвинуто от стола деревянное кресло, а вокруг — сверху и снизу, справа и слева — тесным кольцом обступа­ют его фи­гуры: муж­чины, женщины, дети…

Вокруг стола, за которым работал великий писатель, собрались герои его книг. Вглядитесь внимательно, и вы узнаете мистера Пикви­ка, Оливера Твиста и Флоренс Домби. Вы увидите и мно­гих других, созданных воображением великого английского писателя. Вот Дэвид Копперфилд. Вот маленькая Нелл — крохотная и хрупкая, бредущая куда-то со своим дедом. А вот — ря­дом с Пиквиком — никогда не унывающий Сэм Уэллер с его вечными шуточками. Когда опустело это кресло, во всех уголках мира современники оплакивали его уход как личную и невосполнимую утрату…

Увы, Диккенса сейчас почти не читают. С Оливером Твистом большинство знакомы в легкомысленном формате мюзикла; имя одного из самых трагических персонажей Диккенса, Скруджа, прочно срослось с героем диснеевских «Утиных историй», а про Дэвида Копперфильда скажут, что это известный фокусник. Который, между прочим, взял этот псевдоним, чтобы прославить имя своего любимого героя.
Но на самом деле в наши непростые, полные тревожных новостей и тяжелых предчувствий времена, человеческой душе нужно что-то утешительное. И для многих людей этим утешением являются книги. Каждому из нас важно найти такого автора, который может своей интонацией погрузить в особенный, хорошо знакомый мир и мгновенно успокоить, отвлечь от душевной боли и переживаний, дать надежду. Для миллионов людей уже двести лет таким автором является Чарльз Диккенс. Диккенс широко экранизирован и в основном очень удачно. И всё же лучшим, что мы могли бы сделать,  остаётся чтение его книг,  в которых черствые сердца умягчаются, холодные души теплеют, простые добрые люди всегда одерживают нравственную победу над высокоумными, знатными, но недобрыми: «Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна; моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна».

Приглашаем вас на Детский абонемент на книжную выставку, посвященную творчеству этого “Неподражаемого” писателя.

Добавить комментарий