Наши соседи

2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

Обычаи, обряды, празднества, верования, песни, танцы, языки, диалекты, фольклор – все это и многое другое относится к нематериальному культурному наследию.

В нашей стране множество народов, у каждого свой язык, свои национальные обычаи и традиции.

Начнем же мы с Урала. Наш Урал – многонациональный край.

Среди многих народностей есть и совсем малочисленные, такие, как коренной народ манси. Они относятся к финно-угорским народам и  жили здесь с глубокой древности, уже в каменном веке. До заселения Урала русскими они занимали большую часть Свердловской области, потом переместились к северу. Поэтому многие географические названия здесь относятся к мансийским (например, река Нейва (Невья)).

Манси — это самоназвание народности, происходящее от финно-угорского слова mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». В литературе и источниках до XX века народ манси именовался «вогулы», вероятно, по названию местной реки Вогулки. Они известны как язычники  и  прекрасные охотники.

Мансийский национальный наряд приспособлен к суровым северным условиям: верхнюю одежду шили из оленьих шкур. Вместо иголки женщины использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур, добытых в летнее

время, шили более легкую одежду. А зимой олени обрастали густым подшерстком. Поэтому из  зимних шкур делали дорожную одежду, очень теплую. Она представляла собой глухую по крою длинную парку с вывернутым наружу мехом. Варежки и обувь делали из частей шкуры с конечностей оленя.  Повседневная одежда состояла из платья (у женщин), распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры. Одежда обязательно подпоясывалась кожаными поясами, украшенными цепочками из металла или костей. Они считались талисманами, приносящими удачу, а носить их могли только мужчины. Эти кольца были сакральными и часто упоминались в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Украшалась одежда орнаментом – геометрическими фигурами в виде оленьих рогов, ромбов, волнистых линий. Этот орнамент занимает основное место в народном искусстве.

Язычники манси верили в приметы и заговоры. Ношение подвесок, пряжек, браслетов, зубов животных – попытка заговорить зверя, установить с ним родство культовые предметы – почти сплошь одни звери. Они изготавливались к прикладам оружия – ружья и лука с целью заговорить животное. Таким образом, охотники верили, что они налаживают мысленную связь с животным, и оно само дает себя убить для того, чтобы люди не голодали.

У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Они были — и передавались из поколения в поколение. Зимой, с ноября по март устраивали вечера сказок. собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя, и звучали сказки. Мансийские детские сказки ясные, четкие, предложения короткие, простые.. Окружающий мир предстаёт в детских сказках реальным, без элементов фантастики. Манси считали, что не следует вводить детей в заблуждение. Они должны познавать жизнь такой, какова она есть. Но силы природы там очень страшны. Мансийские «страшные» сказки — это одно из средств воспитания в ребёнке мужества, обучения его стойкости в борьбе со злом на жизненном пути.

 

Добавить комментарий