Долгий путь “защитницы племени лакота”.

15 сентября 120 лет со дня рождения замечательной немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф Генрих (1901–1979 гг.). При том, она – не только писатель, но ещё и историк-античник, а в годы Второй мировой войны – участник движения Сопротивления.

В моем детстве, наверное, большинство детей знали эту писательницу, вернее ее героев-индейцев. Приходя в библиотеку и мы просто говорили: “Нам книги про индейцев”. А в ответ получали “Токей Ито”, “Харка – сын вождя”, “Топ и Гарри”.

Автор этих произведений сыграла большую роль в судьбе советских мальчишек и девчонок. Тогда ее книги были своеобразной “путеводной” звездой. А еще ее книги научили нас играть в индейцев, очень увлекательно.

Родилась она в 1901 г. в Мюнхене в семье адвоката Рудольфа Генриха и его жены Мари (урождённой Бернбек). Но в 1907 г. её семья переехала в Штутгарт, а затем в Берлин (1913 г.).  С детства увлекалась Древней Грецией и индейцами. Правда сначала зачитывалась очень лёгкими, поверхностными романами про индейцев. Видя это, отец начал прививать любовь дочери к более серьёзной литературе об индейцах. Начал объяснять ей появляющиеся материалы в периодике, посвящённые индейцам. Когда Лизелотте было 11 лет, в Мексике произошло восстание индейцев, подавленное властями. Маленькая девочка, взволнованная этими событиями пишет письмо президенту Мексики с просьбой, не карать восставших, а предоставить им возможность жить и работать. В 14 лет она уже задумала написать роман об индейцах. И к этой задумке Лизелотта шла почти всю свою жизнь.

Позднее обращаясь к советским радиослушателям писательница говорила: «Но прошло много времени, прежде чем осуществилась моя мечта.  Я и не подозревала, что на моем пути встанут две мировые войны, инфляция, безработица и фашизм. Наконец, когда я совсем перестала думать о своих стремлениях, они неожиданно осуществились. Я уже почти забыла, кем хотела стать».

Вместе с тем, она увлекается и Древней Грецией, философией. В 12 лет она уже читала философские труды Шиллера, а в 14 лет зачитывалась Фукидидом. Сначала читала его на немецком языке, а затем и в подлиннике. Возможно и это было не случайно. Шла Мировая война, в чём-то напоминавшая  жестокое противостояние между Афинами и Спартой.
Поступив в 1921 г. в Университет Гумбольдта (Берлин) Лизелотта изучает экономику и Древнюю Грецию. Правда умирает отец. Семья находится в тяжёлом материальном положении и Лизелотте приходится подрабатывать вместе с учёбой.
В 1925 г. она оканчивает Берлинский университет, защищая докторскую по экономике: «Организация международной торговли обувью».  Веймарская Германия находилась в сложном социально-экономическом положении, и по окончании университета Лизелотта пошла работать на предприятие в статбюро. А с 1928 г. на госслужбу – в Статистическое управление.
Не оставаясь равнодушной к происходящему в Германии, Лизелотта в свободное от работы время (по вечерам и в отпусках) начинает работать над трилогией «Два друга» о немецкой интеллигенции в Германии 1920–1930-х гг. («Два друга», «Пути расходятся», «Встреча»).
Однако от литературных трудов она переходит к участию в Движении Сопротивления (с 1938 г.). Тем более, что в стране с 1933 г. устанавливается нацистская диктатура.
Так, она переправляет в концлагеря тайком продовольствие, книги, медикаменты, передаёт информацию о происходящем в мире. В 1944 г. из концлагеря бежит заключённый Рудольф Вельскопф. Лизелотта, рискуя жизнью, прячет его у себя до прихода Советской армии.
После войны она остаётся в советской части Берлина.  В 1946 г. вступает в Коммунистическую партию Германии.  Но в её жизни происходит и ещё одно очень важное событие. Она выходит замуж за Рудольфа Вельскопфа, которому помогала бежать из концлагеря. В 47 лет у неё рождается сын Рудольф.
Какое-то время она ещё работает в фирме экономистом. Но в 1949 г. возвращается к научной работе, поступает в аспирантуру Берлинского университета. С 1950 по 1966 г. работает на кафедре по истории Древнего мира в Берлинском университете.
В 1957 г. написанная Вельскопф-Генрих абилитационная работа, посвящённая производственным отношениям Древнего Востока и античности была отклонена как слабая. Позднее Л. Вельскопф-Генрих перерабатывает её и издаёт в начале 1960-х гг.  В 1960 г. ей всё же удаётся стать доцентом, защитив диссертацию по теме «Должное как проблема в жизни и мышлении эллинов от Гомера до Аристотеля». В октябре того же года она уже профессор древней истории.
Она возглавляет кафедру Древней истории (вплоть до 1968 г.). А в 1964 г. становится первой женщиной-академиком в ГДР. Сама Вельскопф-Генрих шутливо уточняла: «Первой, после Екатерины Великой».
Уйдя в 1968 г. из университета, Л. Вельскопф-Генрих продолжила занятия научной работой, оказавшись в числе руководителей уникального международного проекта—исследования, посвящённого эллинистическому полису («Эллинистический полис: кризис-изменение-значения»),  собравшего десятки учёных из ГДР и ФРГ, а также других стран мира. По итогам этого проекта в 1974 г. был выпущен 4-томный труд. Затем она приступила к ещё одному проекту, посвящённому социальной жизни Древней Греции. Благодаря своим трудам, Л. Вельскопф-Генрих становится в ГДР одним из ведущих специалистов в области античности.
Однако наряду с научной деятельностью, Лизелотта Вельскопф-Генрих обращается к своей любимой литературной работе.  Уже в 1951 г., т.е. в пятьдесят лет, она издаёт задуманный ещё в детстве роман об идейцах племени дакота «Сыновья Большой Медведицы» (в русском переводе «Токей Ито»). Роман посвящён одному из самых воинственных племён Северной Америки, прославившемуся борьбой с белыми захватчиками во второй половине XIX в.
За эту книгу Лизелотта Вельскопф-Генрих получила Первую литературную премию ГДР за лучшую юношескую книгу. Затем начинают издаваться её различные повести, рассказы, роман «Жан и Ютта» — о рабочей молодежи Германии (1953 г.) и трилогия «Два друга» (1956 г.)
Но всё-таки мировую славу ей принесли приключенческие романы про индейцев, рассчитанные на юношеский возраст. В 1962 г. выходит в свет роман «Харка-сын вождя». По сути дела это первая часть знаменитой трилогии Л. Вельскопф-Генрих «Сыновья Большой медведицы» (наряду с романами «Топ и Гарри» и «Токей Ито»).

В центре всей трилогии – борьба индейцев-дакота за свои земли в Чёрных горах (или Блэк-Хилсе). Здесь мы встречаем как и вымышленные персонажи (индейский мальчик Харка, сын изгнанного из племени вождя Мототаупы), так и реальные исторические лица – верховный вождь сиу-дакота Сидящий Бизон и один из самых ярких индейских вождей сиу – Неистовая Лошадь. Перед нами индейцы и белые, дакота-сиу и их противники «черноногие» (или сиксики). Здесь же и их соседи – пауни и ассинибойны. Перед нами американские офицеры, охотники, авантюристы.
Рушится старый уклад индейцев. Обычаи белых (в т.ч. и негативные) всё больше проникают на земли сиу-дакота. Власти США стремятся вытеснить индейцев с их исконных земель. Нет единства как среди индейских племён, так и внутри отдельных народов: борьба за власть и интриги. Видно, что наяду с племенами и вооружёнными отрядами в прериях действует много одиноких охотников и искателей приключений (как из белых, так и из индейцев). И это не только авантюристы, но и люди, в силу ряда обстоятельств выпавшие из этой жизни. Изгнанные из племени индейцы и фермеры, потерявшие свои земли из-за происков Земельной компании. Сложно выдержать в такой ситуации. Но кому-то, как, например, главному герою всей трилогии – юноше Харке это удаётся (при этом его отец погибает в изгнании). И впоследствии он становится вождём своего племени и уводит его в Канаду.
В 1966 г. по произведениям Л. Вельскопф-Генрих в ГДР ставится фильм «Сыновья Большой медведицы». В главной роли сыграл знаменитый югославский актёр – Гойко Митич. Этот фильм стал первым в целой серии «индейских фильмов» выпущенных киностудией ДЕФА (ГДР).

На протяжении 1963-1974-хх гг. писательница посещает США и Канаду, где собирает материалы для новых книг, посвящённых индейцам племени дакота уже в середине ХХ в. Сюда вошли романы: «Ночь над прерией» (1966), «Свет над белыми скалами» (1967), «Камень с Рогами» (1968), «Семиступенчатая гора» (1972), «Светлое лицо» (1980). Последний роман писательница успела завершить незадолго до своей кончины. Свои новые романы она объединила в цикл под названием «Кровь орла».

Первый роман цикла «Ночь над прерией». Здесь можно рассмотреть потомков тех дакота, что мы встречали в цикле «Сыновья Большой Медведицы». Более того, в очень старом индейце, часто вспоминающем свою юность угадываются очень знакомые черты того самого Харка, он же – Токей Ито…
Как уже отмечалось, книги Лизелотты Вельскопф-Генрих принесли ей большую популярность. Они издавались на многих языках. Переводились они и в СССР.
В благодарность за её романы, индейцы племени дакота  наградили её почётным титулом «Защитница народа лакота».

Сама писательница так говорила о своих романах: «Я пищу об индейцах, и мне хотелось бы вам сказать, что три причины побудили меня это сделать:   горячее желание бороться с любой несправедливостью, желание помочь людям, которые и сегодня ведут освободительную борьбу — этим я живу с детства, мой отец открыл мне на это глаза; стремление показать тяжелый и жестокий период истории индейских племен, их сопротивление захватчикам, нравы, обычаи — к этому меня как историка привела моя научная работа; собственные переживания, личное участие в борьбе — в период фашизма я была на нелегальной работе, ожидая каждую секунду ареста, расстрела, и тем не менее я использовала все возможности, все случаи, чтобы помочь преследуемым людям, «приключения» стали для меня повседневным, обычным делом. Я спрашиваю себя, во имя чего?   Этот последний вопрос, дорогие читатели, и вы должны всегда ставить перед собой».

Умерла знаменитая писательница во время поездки в Баварию в 1979 г.
Такая вот интересная жизненная история Лизелотты Вельскопф-Генрих.

На примере её жизни можно увидеть несколько уроков.
1) Лишний раз убеждаешься, что интересы могут быть самыми разнообразными у человека. Лизелотта Вельскопф-Генрих занималась и античностью и индейцами. Интересы разные, но в обоих направлениях она смогла сказать своё слово. И эти направления не мешали друг другу.
2) Осуществления мечты можно добиваться много лет. Свои романы об индейцах Лизелотта Вельскопф-Генрих задумала ещё в детстве, а воплотила уже почти сорок лет спустя. Можно сказать, что никогда не поздно начать писать – и в сорок лет, и в пятьдесят.
Хотя в целом, у Лизелотты Вельскопф-Генрих получился долгий путь и в науку, и в литературу. Даже и в личную жизнь. Ведь и семью она создала поздно – в 47 лет.
Своими романами она учила дружбе и верности, борьбе за  справедливость и мужеству. Хотя её романы и были написаны почти полстолетия назад, и за это время появилось много новой литературы, однако книги Лизелотты Вельскопф-Генрих можно читать и в наше время. И сейчас они могут быть полезны юношеству.

Добавить комментарий